22.01.2014
1 054

Причина любви к глянцу – основной инстинкт

Мало кто задумывается, почему подавляющее большинство людей предпочитает блестящие поверхности матовым. Причина кроется в эволюционном развитии человеческого рода – как подтвердили исследования бельгийских ученых.

Glossy-Red-Lips-lips-29563591-1600-1200

Обилие притягательного глянца вокруг нас – наглядное свидетельство пристрастия людей к блестящим вещам. Но мало кто задается вопросом, откуда возникла такая любовь. Почему яркие блестящие поверхности так приятны для человеческого глаза?

Быть может, из-за любви к богатству? Ведь блеск ассоциируется с золотом и драгоценными камнями, обеспечивающими сладкую обеспеченную жизнь. Однако младенцы, не знающие о стоимости вещей, тоже любят отражающие предметы, и даже племена аборигенов Австралии культивируют эстетику блеска.

На ответ ученых натолкнуло пристрастие малышей к блестящим предметам; как только в руки младенцев попадает что-то металлическое или зеркальное, они сразу начинают облизывать этот предмет. Тусклые вещи такой реакции почти не вызывают.

Причину подобного поведения специалисты нашли в эволюционном развитии человеческого рода. Как и для любого живого существа на Земле, самым необходимым природным ресурсом для человека была и остается вода. Блестящая отражающая поверхность водоемов на заре истории манила к себе людей, удовлетворяя их основной инстинкт самосохранения. Привлекательность воды постепенно распространилась и на другие блестящие предметы.

Для проверки этой гипотезы ученые из Гентского университета в Бельгии провели ряд психологических экспериментов.

Первый из них был самым простым. Психологи хотели выяснить, является ли любовь к блеску врожденным свойством человека или приобретенным. Детям 4-5 лет предлагали похожие предметы с матовой или отражающей поверхностью. Как и ожидалось, малыши в большинстве случаев выбирали блестящие вещи.

Блестящие вещи в тренде

©Apple

Но быть может, любовь к глянцу объясняется эстетической привлекательностью красивых вещей? Для проверки этой мысли 46 испытуемым завязали глаза и предложили листки бумаги с матовой или гладкой поверхностью. Участники эксперимента понятия не имели, как выглядит данный им листок, какого он цвета, что на нем нарисовано. Тем не менее, большинство из них на ощупь выбрали гладкие листки бумаги, считая, что они лучше по качеству.

При этом, когда испытуемым предлагалось представить себе пейзаж, нарисованный на бумаге, держащие в руках гладкие листки скорее представляли ландшафты с водоемами, нежели те, кому вручили матовую бумагу.

В другом тесте людям показывали пейзажи с реками, морями, лесами и пустынями, и предлагали оценить отражающие свойства изображения. Картинки с водоемами обычно получали гораздо больше баллов.

Исследования, подтверждающие эволюционную гипотезу происхождения любви человечества к глянцу, опубликованы в последнем номере журнала Journal of Consumer Psychology.