• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.01.2024, 16:56
Юлия Трепалина
2
26 306

Глобальное исследование раскрыло ключевые факторы школьной успеваемости

❋ 4.7

Дебаты о том, что определяет уровень интеллекта и успеваемость учащихся, не утихают десятилетиями. В новом исследовании ученые попытались прояснить этот вопрос, проанализировав данные нескольких сотен тысяч школьников более чем из 70 стран.

школьники на уроке
© Adobe Stock / Автор: Visellia Orfius

Прошлые научные работы показывали, что на учебные достижения влияет комплекс наследственных и биологических компонентов, а также факторов внешней среды. Однако по поводу роли конкретных внешних переменных мнения расходятся. Последние очень разнообразны и включают семейные условия, школьное окружение, личные установки и многое другое.

В исследовании, которое провели специалисты Норвежской школы бизнеса BI совместно с коллегами из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), рассмотрены результаты участников PISA 2018 — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment). Этот тест, проходящий раз в три года, оценивает функциональную грамотность и умения применять знания на практике у школьников в разных странах.

В 2018 году в PISA участвовали примерно 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 государств, в том числе более 7600 — из России. Школьники выполняли тесты по трем дисциплинам: чтению, математике и естественным наукам. Их результаты авторы работы, опубликованной в журнале Personality and Individual Differences, пересчитали в эквивалентные баллы коэффициента интеллекта (IQ) для более детального анализа.

В рамках PISA 2018 также проводили оценку по ряду психологических факторов. В их числе — отношение к преподавателям, уровень образования родителей, самооценка школьниками своей учебной компетентности, родительская поддержка, школьная мотивация, общая самооценка, стремление к самостоятельности и другие. О них судили по реакции школьников на специально составленные вопросы с помощью шкал, где ответы варьировались от «категорически не согласен» до «полностью согласен». Затем авторы исследования проследили связь между перечисленными факторами и баллами учащихся в тестах.

Применив метод регрессионного анализа, ученые выяснили, что сильнее всего с баллами в тестах PISA коррелировала самооценка школьниками своей учебной компетентности. То есть те участники, кто выше оценивали свои учебные способности, как правило, имели и более высокие академические результаты.

Конкретно в этом исследовании речь шла о самооценке развитости навыков чтения и интереса к книгам. Примеры утверждений, которые предлагали школьникам: «Я способен понимать сложные тексты», «Чтение — одно из моих любимых хобби».

Другой важной переменной, определявшей набранные в тестах PISA баллы, оказался уровень образования родителей, в особенности матери. Это говорит о том, что образованность матери, возможно, отражающая интеллектуальную атмосферу и значимость образования в семье, существенно влияет на успеваемость ребенка.

Интересно, что отношение школьников к учителям и оценка качества преподавания, а также общий уровень самооценки учеников не коррелировали с баллами PISA так тесно, как остальные факторы. В то же время стремление к самостоятельности, связанное с мотивацией к достижениям и сознательностью, ассоциировалось с высокими результатами в тестах.

Хотя авторы использовали обширную выборку и попытались объединить разные переменные, влияющие на школьную успеваемость, исследование не лишено ограничений. Одно из них — опора на данные со слов участников, из-за которой возникает риск погрешностей. Кроме того, анализ не учел многие важные факторы, такие как тип и размер школ, фактическая компетентность и опыт учителей, а также личные детали жизни учеников, включая наличие братьев и сестер или факт смены школы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Автор занимается освещением тем в области психологии и гуманитарных наук. Пишет о поведении человека, социальных процессах, языке, культуре и мышлении.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

4 сентября, 10:18
Александр Березин

Исходный район проживания славян оказался очень близок к месту, откуда за пару тысяч лет до этого вышли и индоевропейцы в целом. Но если предки германцев, греков, римлян и иранцев после сразу этого совершили долгие путешествия, то предки славян, похоже, на первом этапе экономили силы.

3 сентября, 17:18
Юлия Трепалина

Новый эксперимент показал, что прослушивание музыки помогает быстрее побороть ощущение тошноты при укачивании. Исследователи выявили два типа мелодий, которые справились с этой задачей лучше.

3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

2 сентября, 08:20
Александр Березин

Бета-блокаторы около 40 лет использовали для лечения людей, пострадавших от инфаркта. Однако работы последних лет, авторы которых пробовали оценить их эффективность в современных условиях, уже поставили их полезность под вопрос. Новое исследование показало, что для одного из полов они могут быть даже вредны.

1 сентября, 09:25
ТПУ

Ученые ТПУ совместно с коллегами провели эксперименты и с высокой точностью предсказали кинетические характеристики воспламенения и сгорания топлива с добавлением воды. Результаты показали, что топливо с небольшой добавкой воды сгорает на 7-14% быстрее по сравнению с однородным углеводородным топливом. В будущем это может помочь в разработке более экологичных и ресурсоэффективных систем сжигания альтернативных топлив.

6 августа, 20:59
Татьяна Пичугина

Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.

3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

12 августа, 11:29
Юлия Трепалина

Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
John Smith
23.01.2024
-
2
+
"сильнее всего с баллами в тестах PISA коррелировала самооценка школьниками своей учебной компетентности" В смысле и без специалистов Норвежкой школы бизнеса школьники были в состоянии правильно определить свои способности... Это по сути признание своей бесполезности
-
0
+
"То есть те участники, кто выше оценивали свои учебные способности, как правило, имели и более высокие академические результаты." -??? А не наоборот? Если у ребёнка более высокие академические результаты, то он естественно высоко оценивает свои способности! Ну и учёные.... 😂
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно