01.10.2022
Анна Новиковская
5 962

Ученые отвергли теорию об инфекционном происхождении дыр в черепе крупнейшего тираннозавра

3.0

Палеонтологи предполагали, что загадочные дыры в нижней челюсти Сью, крупнейшего образца тираннозавра рекса, были вызваны заражением простейшими микропаразитами. Однако, изучив эти отверстия более внимательно, ученые не обнаружили следов инфекционного заболевания: дырки в черепе Сью оставило что-то другое.

Скелет Сью в Филдовском музее естественной истории в Чикаго / © wikipedia.org

В августе 1990 года американская исследовательница Сью Хендриксон обнаружила один из наиболее полно сохранившихся скелетов тираннозавра рекса: за 67 миллионов лет в нем уцелело более 90 процентов оригинальных костей. Теперь этот скелет, получивший прозвище Сью, выставлен в Филдовском музее естественной истории в Чикаго.

Сью — один из старейших известных тираннозавров: животное прожило около тридцати лет, и за свою долгую жизнь получило массу травм. Одно из наиболее загадочных повреждений — округлые дырки на нижней челюсти, размером с мячик для гольфа, о чьем происхождении палеонтологи спорят уже не один год.

Одной из наиболее популярных теорий было заражение простейшими трихомонадами, которые и сегодня заражают потомков динозавров, птиц, иногда вызывая повреждения клюва. Чтобы окончательно установить, страдала ли Сью от трихомониаза, ученые сравнили повреждения ее челюсти со следами от инфекции у других животных, включая птиц.

Изучив отверстия в черепе, ученые установили, что повреждения Сью получила прижизненно, поскольку дыры уже начали зарастать, но полностью не восстановились на момент смерти животного. Также, сравнив череп тираннозавра с черепами современных животных, болевших трихомониазом, исследователи не обнаружили у последних характерных дырок, похожих на травмы Сью, так что, скорее всего, череп тираннозавра повредило что-то еще.

Череп Сью в музее хранится отдельно от остального скелета / © phys.org

Возможно, это были зубы или когти другого тираннозавра, с которым Сью вступила в схватку, или ритуал грубого тираннозаврового ухаживания, или какая-то другая инфекция, вызванная не трихомонадами. Теперь палеонтологам предстоит дальнейшее изучение этих загадочных повреждений, в надежде однажды все же разгадать загадку возрастом 67 миллионов лет.

Исследование опубликовано в журнале Cretaceous Research.