11 августа
Анна Новиковская

Мягкие стопы помогали ногам динозавров не ломаться под весом тела

3.5

Динозавры-зауроподы были крупнейшими из живших на суше животных, во много раз превосходящими по размерам современных млекопитающих. Теперь ученые раскрыли еще один секрет их строения, помогавший костям этих животных не ломаться под весом тела.

Чудовищные ноги зауроподов напоминали каменные колонны, но были мягче / © csmonitor.com

Зауроподы, одна из крупнейших групп растительноядных динозавров, просуществовала на Земле свыше 150 миллионов лет. Именно к ней относятся крупнейшие из когда-либо ходивших по суше животных: например, вес аргентинозавра оценивают в пределах от 60 до 108 тонн (в среднем около 75 тонн), а длина тела мамэньсизавра могла достигать 35 метров.

Ранее ученые полагали, что зауроподы были полуводными животными, как современные бегемоты, однако эту идею опровергли в середине прошлого века, когда нашли следы этих динозавров, оставленные на суше. Также предполагалось, что ноги зауроподов напоминали ноги современных слонов (именно такими они изображены в «Прогулках с динозаврами»), хотя на самом деле у этих колоссов передние и задние ноги были устроены по-разному.

Чтобы понять, какие именно черты строения делали ноги зауроподов способными выдерживать колоссальный вес, группа австралийских ученых использовала 3D-моделирование и инженерные методы для цифровой реконструкции и проверки функции костей стопы различных представителей этой группы. В итоге команда обнаружила, что на задних ногах, под «пяткой», у зауроподов была подушечка из мягкой ткани, которая амортизировала стопу, поглощая огромный вес животного.

Таким образом, ученым впервые удалось найти биомеханическое подтверждение давней гипотезы о том, что мягкие ткани зауропод играли ключевую роль в снижении нагрузки на их кости при ходьбе. По своеобразному выражению одного из авторов исследования, если слоны постоянно ходят «на цыпочках», опираясь только на кончики пальцев, то у зауроподов подобную конфигурацию имели лишь передние ноги, а вот задние были похожи на обувь на танкетке, поддерживаемую большой мягкой подушечкой стопы.

Анимация нагрузки на стопу динозавра без участия мягких тканей и с их участием

Теперь исследователи планируют применить свои методы для изучения анатомии других ископаемых животных, моделируя не только кости и связки, но еще мышцы, жир и другие ткани, которые почти не сохраняются в ископаемом состоянии. Это позволит не только лучше понять биомеханику давным-давно вымерших видов, но и уточнить их образ жизни.