22.10.2021
1 494

Ранние динозавры могли сбиваться в стада

5.1

Международная группа ученых считает, что животные начали сбиваться в стада намного раньше, чем считалось. Ранние динозавры, по их мнению, могли вести стадный образ жизни еще 193 миллиона лет назад.

Художественная реконструкция динозавров с исследуемого участка в южной Патагонии / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Ученые из Музея палеонтологии Аргентины, Университета Витватерсранда (ЮАР), Массачусетского технологического института (США) и Европейского центра синхротронного изучения (Франция) использовали в исследовании собственные находки, собранные за последние девять лет.

Среди них — более 100 яиц динозавров, останки молодых и взрослых особей ящеров, найденные в пределах одной территории в Южной Патагонии (предполагается, что все обнаруженные здесь динозавры погибли одновременно — возможно, в результате наводнения).

Используя рентген, исследователи узнали, что все окаменелости яиц принадлежали Mussaurus patagonicus — растительноядному динозавру, жившему в ранний юрский период и относящемуся к зауроподоморфам, предкам массивных длинношеих зауроподов. Ученые заметили, что окаменелости были сгруппированы по возрасту: яйца и детеныши в одном месте, а скелеты молодых особей — в другом. А вот кости взрослых обнаружили лежащими поодиночке или парами на всей территории исследуемого участка.

По мнению авторов работы, такое распределение — признак сложной, похожей на стадо социальной структуры. Они считают, что динозавры откладывали яйца в месте общего гнездования, молодые особи при этом также собирались вместе на отдельной территории, а взрослые бродили в поисках пищи для стада.

Исследователи продатировали окаменелости и выяснили, что им около 193 миллионов лет. Эти выводы представляют собой свидетельства самой ранней социальной организации динозавров — на 40 миллионов лет раньше, чем считалось. Такое поведение могло давать им эволюционное преимущество — защиту от хищников.