Нейтронная томография показала развитие динозавров внутри окаменевших яиц
24 января

Нейтронная томография показала развитие динозавров внутри окаменевших яиц

Палеонтологи использовали мощные источники нейтронов, чтобы провести томографию окаменевших яиц из кладки динозавра-овирапториды и выяснить, что потомство их вылуплялось так же, как сегодня — у птиц.

Реконструкция овирапториды возле кладки с яйцами
Реконструкция овирапториды возле кладки с яйцами / ©Chien-Hsing Lee, Tzu-Ruei Yang, Thomas Engler

Обширное семейство овирапторид процветало во второй половине мелового периода, между 90 и 66 миллионами лет назад. Эти динозавры были исключительно похожи на птиц: бегали на двух ногах, были покрыты перьями, имели на мордах беззубые клювы, а потомство высиживали в гнездах. Однако кладки яиц оставляют и крокодилы, также весьма близкие к вымершим динозаврам.

Их потомство выходит из яиц одновременно, тогда как у современных птиц молодняк обычно вылупляется в разное время, по мере завершения созревания. Как же дело обстояло у овирапторид? Чтобы выяснить это, достаточно заглянуть внутрь яйца. К сожалению, яйца динозавров давно окаменели, так просто рассмотреть их содержимое не получится — и даже рентген не подойдет.

Палеонтологи из Германии, Швейцарии и Китая использовали для этого источники нейтронов, действующие в ускорительном центре MLZ под Мюнхеном. О своей работе они сообщают в статье, опубликованной в журнале Integrative Organismal Biology. Коротко о ней рассказывает пресс-релиз Боннского университета.

Три яйца из кладки овирапториды / ©Tzu-Ruei Yang

Томас Энглер (Thomas Engler) и его коллеги использовали образцы, раскопанные в китайской провинции Цзянси, в единой кладке, датированной возрастом около 67 миллионов лет. Три примерно 18-сантиметровых яйца так и окаменели вместе, и биологи использовали нейтронную томографию, чтобы просветить их срезы и рассмотреть у эмбрионов степень развития скелетов и связок.

Яйцо № 3, изображение получено на основе серии фотографий / ©Jens Lallensack

Мощный поток частиц смог пробиться сквозь каменную породу и позволил визуализировать минералы разной плотности, в том числе те, которыми за миллионы лет стали кости так и не родившихся овирапторид. Длина и взаимное расположение этих костей показали, что одно из яиц было отложено раньше пары других из той же кладки.

Однако и в этих двух эмбрионы находились на разных стадиях развития, что удалось подтвердить исследованием микроструктуры образцов. Дело в том, что по мере роста эмбрионов толщина их скорлупы понемногу уменьшается, а кальций из нее используется для формирования костей.

Этот индикатор также указал на различия в развитии у зародышей в яйцах из общей кладки, а все вместе, по мнению авторов работы, однозначно показывает, что овирапториды были еще ближе к современным птицам и даже потомство их появлялось, как у них, — по очереди.

28 января