Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
13.12.2022
Михаил Орлов
2 464

В янтаре впервые обнаружили сперму вымершего таракана

3.9

Найденный в Доминиканской Республике янтарь содержит остатки Supella dominicana — нового вида таракана, жившего 30 миллионов лет назад. Этот «природный саркофаг» хорошо сохранил тело насекомого с желтым крестом на крыльях, шипами на ногах и даже — впервые в истории подобных исследований — остатки спермы.

Supella dominicana в янтаре
Supella dominicana в янтаре / © Oregon State University

Янтарь, то есть окаменевшая смола деревьев, часто становится смертельной ловушкой для различных насекомых и даже животных покрупнее. При застывании такая смола прекрасно сохраняет их внешнюю форму, которой даже спустя миллионы лет можно любоваться через прозрачную толщу янтаря, а порой он может сохранить и ДНК древних существ.

На сей раз необычный сюрприз нашли внутри янтаря, обнаруженного на территории Доминиканской Республики (остров Гаити).

Вновь описанное насекомое назвали Supella dominicana и отнесли к семейству Ectobiidae (Blattellidae). Любопытно, что к нему также относятся рыжие тараканы Blattella germanica и ряд других «нежелательных спутников» человека.

Возраст янтаря — а значит, и животного внутри — оценивают в примерно 30 миллионов лет. S. dominicana был всего семь миллиметров в длину и обладал темными надкрыльями, равными по длине его брюшку. Они имеют заметный узор в виде желтого креста, из-за которого тело насекомого выглядит разделенным на две части. Исследованием удивительного образца занялся Джордж Пойнар младший (George Poinar Jr.) из Университета Орегона (США).

Supella dominicana в янтаре / © Oregon State University

«<…> Он (таракан. — Прим. ред.) имел длинные шипы, которые использовал для защиты, на конечностях, в особенности на задних. Интерес вызывает также тяж спермы, содержащий сперматозоиды с темными акросомами — это структура на кончике головки сперматозоида — поскольку окаменевшая сперма представляет собой редкость», — рассказал исследователь. Нетрудно догадаться, что этот представитель S. dominicana был самцом.

Тяж спермы (сперматодесма) расположен на верхушке брюшка, по соседству с гениталиями, имеющими длину 0,7 миллиметра и желтый цвет. Половые клетки окружены желеобразной субстанцией из мукополисахаридов.

Примечательно, что представители этого семейства тараканов в современной Доминикане не водится. Ближайшие родственники S. dominicana обитают в Африке и Азии.

Пойнар задается вопросом: почему эти тараканы вымерли, если сейчас от их современных сородичей так трудно избавиться? Это признанный эксперт по исследованию остатков животных и растений, сохранившихся в янтаре. Действительно, это очень примитивные и необычайно живучие существа, которые могут выжить при температурах намного ниже нуля и выдержать большое давление.

«Они считаются насекомыми с медицинской значимостью, поскольку переносят патогены человека, в том числе бактерии, такие как сальмонелла, стафилококк и стрептококк. К тому же они распространяют вирусы. Помимо патогенов, с ними связаны аллергические реакции, а само их присутствие неприятно. Трудности, с которыми встречаются люди при уничтожении тараканов, вызывают у них большой стресс. Многие могут сказать, что лучшее место для таракана — как раз-таки быть запечатанным в янтаре», — отметил Пойнар.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье в журнале Biologia.