Ложка существует

20 янв 2014 Сергей Васильев Комментариев: 0

Экстрасенсы и металлы: как гнули ложки и вилки до «Матрицы».

28.2K
Выбор редакции

Во второй половине 1960-х по американским телеканалам прошла серия передач, их участник ?  молодой израильтянин Ури Геллер ? буквально зачаровал публику, демонстрируя явно паранормальную способность перемещать металлические предметы силой мысли. Возможно, те старые шоу вдохновили впоследствии братьев Вачовски на создание известной сцены в «Матрице»: Ури Геллер, действительно, заставлял гнуться ложки и ключи легким движением пальцев, а взглядом отклонял стрелку компаса. Однажды ему удалось остановить механические часы лондонского Биг-Бена простым мысленным усилием. Все выглядело так, что в самом начале космической эры человечество, наконец, столкнулось с достоверным случаем телекинеза.

 

Ложка существует

Ури Геллер гнет ложки и вилки

©PA

 

Тем более что властью над металлами и вещами способности Геллера не ограничивались. Экстрасенс демонстрировал и другие удивительные опыты ? например, воспроизводил «по памяти» картины, которых никогда не видел: доброволец делал набросок так, что Геллер его не видел, однако Геллер с помощью своего дара легко делал его приблизительную копию.

 

И хотя сегодня демонстрации Ури Геллера признаны ловкими трюками, они во многом стимулировали мощную волну увлечения всем паранормальным, которая охватила западный мир в 1970-х. Примерно в то же время на экстрасенса обратили внимание серьезные ученые.  Легендарный Нобелевский лауреат Ричард Фейнман вспоминал о встрече с ним: «Последним пунктом помешательства стал Ури Геллер, человек, который, предположительно, способен сгибать ключи, просто потирая их пальцем. Я по его приглашению приехал к нему в отель, чтобы поприсутствовать при сеансе чтения мыслей и сгибания ключей. С чтением мыслей у него вышла незадача — полагаю потому, что моих мыслей вообще никто прочесть не может. А когда мой сын протянул ему руку, в которой держал ключ, и Геллер этот ключ потер, тоже ничего не получилось. Он сказал нам, что в воде у него дело идет лучше — ну и представьте себе картину: мы все стоим в ванной, из крана на ключ хлещет вода, Геллер трет его пальцем. И ничего. Так мне этот феномен исследовать и не удалось».

 

Ложка существует

Ричард Филлипс Фейнман

©Tamiko Thiel 

 

Менее скептически смотрели на феномен сотрудники Стэнфорда Гарольд Патофф и Рассел Тарг, пригласившие Геллера изучить его паранормальные способности ? на что тот с готовностью согласился. Серия экспериментов продолжалась больше месяца.

 

Для начала Геллеру предложили воспроизвести рисунки, сделанные перед началом опыта и запечатанные в конвертах. Некоторые из них ученые посмотрели, чтобы дать возможность «прочесть» это знание из их памяти, если Геллер такой возможностью действительно обладает. Другие рисунки были неизвестны даже им. И несмотря на то, что в большинстве случаев Геллер выполнить задачу не смог, а в некоторых явно вообще не представлял, что бы нарисовать, ряд его рисунков поразительно напоминал исходный вариант (интересно, что часто при этом изображение было перевернутым ? например, если это был автомобиль, то на рисунке Геллера он ехал в другую сторону).

 

Другой эксперимент должен был проверить способность Ури Геллера определять скрытые предметы и вещества. Из 10-ти совершенно одинаковых алюминиевых банок ему необходимо было выбрать одну, в которой что-то спрятано ? это могли быть магниты, шарикоподшипники, вода комнатной температуры, кубики сахара. Дотрагиваться к банкам не разрешалось, необходимо было одну за другой выбирать пустые банки, указывая на них пальцем, пока не останутся лишь две, из которых требовалось назвать номер нужной.

 

Ложка существует

Ури Геллер гнет ключ  

©picstopin.com 

 

Метод выглядит слишком усложненным, оставляя немало лазеек для махинаций. Так или иначе, но тут экстрасенс поразил всех. Поначалу он долго делал над банками пасы руками, но вскоре освоился и порой сразу называл номер нужной, только войдя в комнату. Из 14 попыток лишь в двух он не смог сделать правильный выбор. В случайность такого поверить невозможно.

 

Другой тест, в котором Геллер проявил поразительную результативность, заключался в угадывании номера, который выпал на шестигранной кости после того, как ее потрясли в глухой металлической коробке. И снова ? лишь две неудачных попытки и 100-процентная точность в остальных восьми. При этом в «управлении металлами» экстрасенс оказался не так удачлив. Под зорким присмотром ученых силой мысли он не смог согнуть ни ложку, ни какой другой предмет.

 

Отчет ученых появился в Nature в 1974 году. Авторы в целом отвергли наличие у Геллера способностей к телекинезу, но отмечали, что некоторые из полученных результатов нуждаются в дальнейшем изучении. Методика исследований вызвала в академическом мире шквал критики, пожалуй, не меньший, чем сами «сверхсилы» Геллера, но на карьеру самого экстрасенса это мало повлияло. Еще долгие годы он появлялся ? да и сейчас регулярно появляется ? на телевидении, превратившись со временем в суперзвезду «аномального мира».

 

С учетом всего этого, вряд ли удивительно, что вскоре у Геллера появился последователь ? «Удивительный» Джеймс Рэнди, с не меньшим успехом гнувший ложки перед публикой. Но, в отличие от Геллера, ни о каких паранормальных способностях Рэнди и не заикался, он был просто шоуменом и иллюзионистом, более того ? убежденным скептиком и атеистом. Секрет демонстраций Рэнди был довольно прост: перед выступлением он «разминал» ложки, сгибая их в нужном месте несколько раз в стороны. На сцене оставалось лишь слегка надавить, чтобы согнуть ее, якобы «размягченную силой мысли». Все эти тайны Удивительный Рэнди выдавал зрителям легко, объясняя сразу после показа.

 

Кульминации эта история достигла в 1973 году, когда Рэнди и Геллера пригласили поучаствовать в знаменитом телевизионном ток-шоу Джонни Карсона (сам ведущий имел опыт выступлений фокусником и был настроен к Геллеру крайне скептически). Рэнди посоветовал ему начать с того, чтобы приготовить для экстрасенса собственный набор ложек, алюминиевых банок, рисунков и прочего инвентаря, к которому тот не имел бы доступа до начала опытов. В итоге на шоу Геллер выглядел неважно, явно нервничал и не смог продемонстрировать ничего паранормального.

 

Кстати, на популярности экстрасенса это почти не сказалось, и пик его карьеры приходится именно на несколько следующих лет. Геллер даже сообщал, что его услугами пользуются нефтедобывающие и горнодобывающие компании для поиска новых месторождений. На волне этой популярности у Геллера появились уже десятки последователей, а гнутие ложек превратилось в одну из стандартных «параспособностей», которые демонстрируются жадной публике со сцены. Поэтому в конце 1970-х психологи американской МакДоннеловской лаборатории попытались для своих экспериментов собрать уже побольше подобных личностей.

 

Ложка существует

Ури Геллер

©uri-geller.com

 

К этим ученым Джеймс Рэнди обратился уже сам, предлагая свою помощь в выявлении возможных мошенничеств, однако те его услуг не приняли. Впрочем, и без его помощи они отсеяли практически всех претендентов, оставив лишь двоих ? Майка Эдвардса и Стива Шоу. В серии последовавших затем экспериментов оба демонстрировали настоящие чудеса, отклоняя стрелки компасов, сгибая целые наборы столовой посуды, воспроизводя рисунки и даже заставляя небольшие предметы левитировать. Казалось бы, «паранормальные явления» окончательно подтверждены наукой...

 

Все встало с ног наголову четыре года спустя после начала экспериментов. Эдвардс и Шоу ? уже весьма известные к тому времени экстрасенсы ? выступили с пресс-конференцией, на которой во всеуслышание объявили: «Правда в том, что мы никакие не экстрасенсы. Все это время мы просто дурачили народ». Оба объяснили, что на самом деле стали участниками более изощренного эксперимента, поставленного Удивительным Рэнди. Озаглавленный «Проект Альфа», он должен был продемонстрировать, как исследователи паранормальных явлений зачастую слепы к подобным мошенничествам и находят экстрасенсов там, где их нет ? просто потому что их нет вообще.

 

На глазах у изумленных журналистов Эдвардс и Шоу продемонстрировали многие из своих трюков, которые, по большей части, оказались замешаны на простой ловкости рук. Скажем, в некоторых случаях со сгибанием ложки им удавалось ловко поменять местами метки на экспериментальных ложках, так, что строгие замеры углов до и после эксперимента показывали изменения для двух ложек сразу. В других они просто с силой гнули ложку спрятанной рукой, ловко отвлекая внимание экспериментаторов. Для многих опытов с телекинезом использовались скрытые магниты или просто незаметные дуновения.

 

Забавно, но некоторые исследователи паранормальных явлений отказались признавать правоту Эдвардса и Шоу, обвиняя их в мошенничестве не со сверхспособностями, а с признанием: дескать, они просто решили для чего-то скрыть свои экстрасенсорные возможности. Однако после триумфального успеха «Проекта Альфа» слава Геллера стала умаляться. Дошло до того, что в конце 1980-х один британский бизнесмен вполне издевательски пообещал ему пожертвовать четверть миллиона фунтов, если тому удастся продемонстрировать сгибание ложки в контролируемых условиях. Геллер не ответил.

 

Ложка существует

Ури Геллер и его любимые ложки

©Getty Images

 

До сих пор он заверяет публику в потусторонней природе своих шоу, хотя и признает, что некоторые из трюков нечистые на руку имитаторы вполне могут подделать с помощью ловких манипуляций. Впрочем, некоторые из результатов, показанные Геллером в тех первых экспериментах в Стэнфорде, до сих пор не удается объяснить ? хотя не удается и воспроизвести. А между тем награда на кону стоит немалая: основанный знакомым нам Джеймсом Рэнди фонд James Randi Education Foundation (JREF) предлагает награду аж в миллион долларов тому, кто сможет в контролируемых условиях продемонстрировать действительно паранормальные способности.

 

Пока что заполучить миллион вызвалось чуть более тысячи «волшебников» ? но ставка по-прежнему никем не взята. Включая самого великого Ури Геллера, который так и не решился снова встретиться с учеными. Сегодня знаменитый экстрасенс отдался художественному творчеству, дизайну одежды и ювелирных украшений, и ложек больше не гнет. Впрочем, его по-прежнему можно видеть в некоторых телешоу, посвященных всевозможному верчению столов.

 

28.2K

Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку