Добыча полезных ископаемых на астероидах и спасение Земли — Naked Science
06.12.2018
Редакция Naked Science

Добыча полезных ископаемых на астероидах и спасение Земли

3.7

Менее века назад человек впервые полетел в космос. Сегодня планируются колонии на Марсе, поселения на Луне и бурение астероидов с целью добычи ресурсов. Насколько это целесообразно и что это даст планете — в нашем материале.

Полезные ископаемые на астероидах

Тридцатого июня 1908 года произошло одно из самых значимых столкновений Земли с астероидом. Космический валун размером от 60 до 190 метров взорвался в атмосфере над рекой Подкаменная Тунгуска в Сибири, уничтожив более двух тысяч квадратных километров леса. К счастью, упал он достаточно далеко от человеческих поселений. Если бы астероид прилетел на 6,5 часа позже, он бы упал на Берлин и изменил бы ход истории. Теперь 30 июня ежегодно отмечают Международный день астероида.

И хотя сегодня мы можем размышлять о том, какие разрушения могут принести камни из космоса, последние технологические разработки дали человечеству возможность взглянуть на астероиды как на ценный источник для добычи минералов — и не только.

Так, уже две компании намереваются стать лучшими в индустрии бурения астероидов — Planetary Resources в штате Вашингтон и Deep Space Industries в Калифорнии.

Кроме того, недавно о себе заявил и Люксембург, который некоторые называют кремниевой долиной для бурения астероидов. Местные власти обязались потратить по крайней мере 230 миллионов долларов на поддержку компаний по бурению астероидов, если они откроют свои офисы в стране.

Астероид (16) Психея в представлении художника / © Arizona State University

Все дело в том, что при помощи таких предприятий можно заработать гораздо больше денег. Например, NASA намеревается зондировать астероид (16) Психея, расположенный в поясе астероидов, между Марсом и Юпитером. Только железо, которое можно добыть на этом нем, оценивается в 10 тысяч квадриллионов долларов. Для сравнения: по данным ЦРУ, на планете в принципе циркулирует всего около 80 триллионов долларов.

Ценность минералов, содержащихся в астероидах, настолько велика, что эксперты высказали беспокойство по поводу того, что их добыча может обвалить цены на товары и привести мировую экономику к коллапсу.

Возможно, вы задаетесь вопросом, насколько целесообразно добывать минералы с астероидов, учитывая невероятные объемы топлива, необходимого для космических миссий, и объемы минералов, которые космические аппараты могут привезти обратно на Землю?

Сейчас на эти вопросы нет ответов, но мы надеемся, что они появятся при развитии необходимых для космической индустрии технологий. Тем не менее минеральная ценность астероидов неоспорима.

Концепция зонда DragonFly компании Deep Space Industries для бурения астероидов / © Bryan Versteeg/Deep Space Industries

Соучредитель компании Planetary Resources прокомментировал ситуацию так: «Множество редких металлов и минералов на Земле присутствуют практически в бесконечном количестве в космосе. С повышением доступа к этим материалам стоит ожидать не только понижения цен на все от микроэлектроники до хранения энергии, но и появления нового применения для этих элементов».

Будущая индустрия добычи полезных ископаемых в космосе также получила финансовую и информационную поддержку от многих выдающихся людей. Среди них — Ларри Пейдж и Эрик Шмидт из Google, Чарльз Симони из Microsoft, режиссер Джеймс Кэмерон, а также инвесторы Рам Шрирам и Росс Перо — младший.

Согласно The Guardian, в апреле 2017 года Goldman Sachs разослал клиентам письмо о том, что бурение астероидов может быть реалистичнее, чем кажется, с понижающимися ценами на запуски и большим количеством минералов в космических камнях.

Пожалуй, самая большая сложность, с которой столкнулась эта индустрия — создание правовых ограничений на владение ресурсами за пределами нашей планеты. Принадлежат ли эти продукты частным компаниям или инвесторам? Может, вообще стоит следовать Договору о космосе и классифицировать астероиды как собственность всего человечества, подобно трансграничным водам океана?

И хотя такие страны, как США и Люксембург, приняли законопроекты о предоставлении компаниям прав на ресурсы, добываемые ими на астероидах или других небесных телах, никакой международной договоренности по этому вопросу пока нет. Эксперты из разных стран выступают против того, чтобы право на добычу ископаемых в космосе частным организациям предоставляли отдельные страны.

Чтобы решить этот вопрос, необходимо вновь обратиться к Договору о космосе 1967 года. Это соглашение, ратифицированное почти 100 странами, запрещает любой нации заявлять права на небесные тела или использовать их в военных целях.

И хотя в договоре нет ни слова о бурении астероидов, некоторые государства — например, Бельгия, Бразилия и Россия — выступают против этой идеи, так как процесс требует «национального присвоения» астероидов, что, в свою очередь, запрещено договором. В итоге получается, что для старта этой индустрии необходимо разработать некий регулирующий орган, который будет следить за глобальным распределением выгоды от добычи минералов и металлов с астероидов, прежде чем присоединятся частные лица.

В декабре 2014 года Международный институт воздушного и космического права создал Гаагскую рабочую группу по управлению космическими ресурсами, чтобы разрешить противоречия между обязательствами по Договору о космосе и отдельными странами. Цель рабочей группы — рекомендовать ООН строгий космический закон, который примет во внимание космическую добычу ресурсов.

Концепция зонда Arkyd Interceptor для исследования астероидов / © Planetary Resources

В сентябре 2017 года рабочая группа распространила «Проект основных положений для разработки правового режима деятельности по добыче полезных ископаемых в космосе».

Он призывает к распределению выгоды, исходящей от использования космических ресурсов, а также к установлению международного фонда для добычи ресурсов в космосе. Кроме того, в нем упоминается, что распределение финансовой выгоды необязательно, а операторам следует делиться ею, но это, опять же, это необязательно.

Учитывая то, что у частных компаний буквально чешутся руки, только бы поскорее начать добычу ископаемых на астероидах, можно сказать, что настал момент, когда следует обновить международные законы, поддерживающие справедливое использование ресурсов на астероидах.

С уверенностью можно сказать одно: как только все законы будут утверждены и приняты на глобальном уровне, добыча ископаемых на астероидах откроет новые возможности не только компаниям, которые будут отправлять к небесным телам свои миссии, но и всему человечеству. Безусловно, это явится серьезной встряской для многолетних устоев: рынки обвалятся, что-то обесценится, драгоценное станет заурядным, но для человечества это станет новым и удивительным рубежом.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.