05.12.2019
София Жаботинская
9 707

Возбудитель коровьей оспы хотят превратить в средство против рака

Новый искусственный вирус под названием CF33 уничтожил несколько разновидностей рака in vitro и помог уменьшить опухоли у мышей.

Микрофотография вируса коровьей оспы

Американский онколог Юман Фонг объявил о начале испытаний на людях нового потенциального средства против рака, разработанного австралийской биотехнологической компанией Imugene. Средство это не совсем обычное — искусственный вирус, созданный на основе возбудителя коровьей оспы.

Эксперименты, проведенные на культурах клеток и лабораторных мышах, показали многообещающие результаты. Уже в начале следующего года начнутся клинические испытания вируса CF33 на пациентах с раком груди, а также так называемое корзинное исследование на пациентах с несколькими видами рака (когда испытуемых отбирают не по характеристикам опухоли, а по наличию определенных мутаций, связанных с раком). В частности, вирус испытают на пациентах с тройным негативным раком молочной железы — одной из самых агрессивных форм рака.

Это уже не первая попытка создания противоопухолевых вирусов. Так, генетически модифицированная версия вируса герпеса под названием Imlygic была протестирована и одобрена для лечения меланомы, поскольку она помогает иммунной системе организма распознавать и атаковать раковые клетки. В США возбудитель ОРВИ тестируют в качестве потенциального лекарства против рака мозга. По словам Юмана Фонга, первые доказательства того, что вирусы могут способствовать ремиссии рака, были получены более 100 лет назад: тогда у людей, получивших вакцину от бешенства, наблюдалось замедление роста и уменьшение опухолей.

Главная проблема при создании «лекарственных вирусов» — «настроить» их цитопатические эффекты таким образом, чтобы вирусы уничтожали раковые клетки, не становясь угрозой человеку в целом. Именно поэтому в качестве основы для нового противоопухолевого средства был выбран возбудитель коровьей оспы, безвредный для людей.

Создатели вируса надеются, что CF33 не только поможет уничтожить раковые клетки, но и повысит эффективность распознавания измененных клеток лимфоцитами. Правда, о прорыве в области лечения рака говорить слишком рано. До этого вирус испытывался лишь на модельных животных с ослабленным иммунитетом. Пока не известно, сможет ли вирус адекватно заразить раковые клетки пациента или его иммунная система убьет CF33 раньше.

Ранее ученые разработали метод быстрого скрининга веществ, активизирующих Т-лимфоциты для борьбы с опухолевыми клетками, и обнаружили связь между раком яичек и курением марихуаны.