21.11.2018
Редакция Naked Science

В африканской лиане нашли соединение, способное уничтожить раковые клетки

Химическое соединение, обнаруженное в конголезской лиане Ancistrocladus Likoko, может приостановить распространение раковых клеток поджелудочной железы и даже убить их.

image_6624_1e-ancistrocladus1

Команда исследователей из Японии, Германии и Демократической Республики Конго определила алкалоидное соединение в конголезском виде лианы, которое подавляет выживаемость клеток рака поджелудочной железы при отсутствии питательных веществ. Работа опубликована в журнале Journal of Natural Products.

Известно, что раковые клетки поджелудочной железы  очень быстро и агрессивно распространяются, вызывая хронический недостаток необходимых питательных веществ и кислорода из-за высоких метаболических потребностей в сочетании с неэффективным кровоснабжением.

Таким образом, в отличие от нормальных тканей, микросреда опухоли поджелудочной железы характеризуется низкими уровнями питательных веществ и кислорода. Способность раковых клеток поджелудочной железы переносить эти экстремальные условия, проявляя отличное сопротивление голоданию, называют «аскетизмом».

Предложенный механизм действия ancistrolikokine E3 против раковых клеток поджелудочной железы человека PANC-1 / © Awal et al

Антиаскетическая стратегия — новый подход к открытию противораковых препаратов, нацеленный на определение сильных агентов, подавляющих в основном выживаемость опухолевых клеток во время ограниченной подачи питательных веществ и кислорода.

«Рак поджелудочной железы — одна из самых смертельных форм рака менее чем с 5% выживаемости за пять лет, — утверждают авторы исследования. — Из-за того, что эти раковые клетки так агрессивно распространяются, они истощают питательные вещества и кислород в области опухоли. Тогда как большинство клеток погибло бы в таких экстремальных условиях, клетки рака поджелудочной железы выживают, активируя внутриклеточную сигнализацию Akt/mTOR. Некоторые ученые ищут соединения с антиаскетическими свойствами, расстраивающими эту сигнализацию. Вещества, которые предпочтительно ядовиты для раковых клеток в условиях отсутствия питательных веществ, называются “антиаскетическими соединениями”».

Ученые изолировали и охарактеризовали новое антиаскетическое соединение из веток конголезской лианы Ancistrocladus likoko. Новая молекула, которую назвали ancistrolikokine E3, —это алкалоид (класс естественно возникающих соединений с содержанием азота). Соединение хорошо проявило себя как средство против рака в условиях отсутствия питательных веществ. Оно вызвало серьезные изменения в клеточной морфологии, приведя к клеточной смерти. Более того, соединение существенно подавило миграцию раковых клеток поджелудочной железы и формирование колонии.

Исследователи продолжат изучать ancistrolikokine E3 и надеются, что это оно поможет в дальнейшей борьбе с онкологическими заболеваниями.