Успех глубокой стимуляции мозга в лечении болезни Паркинсона связали с митохондриями

Это новое подтверждение предположения, что энергия, которая уменьшается вместе с митохондриями, может служить причиной гибели клеток.

Нейрофизиологи из Имперского колледжа Лондона исследовали мозги умерших людей, страдавших при жизни от болезни Паркинсона, и обнаружили связь между глубокой стимуляцией мозга и количеством митохондрий в нейронах. Работа опубликована в журнале FASEB Journal.

Болезнь Паркинсона — нейродегенеративное заболевание, которое характеризуется разрушением и гибелью нейронов, в ходе которых развиваются моторные нарушения: тремор, мышечная ригидность, постуральная неустойчивость. Согласно данным ВОЗ, общее число больных в мире составляет около 3,7 миллиона человек. В качестве лечения применяют дофаминергические препараты, но есть случаи, когда медикаментозное лечение не приносит результатов, — тогда назначают глубокую стимуляцию мозга (DBS). В этом случае в мозг пациента вживляют электроды. По ним проходят слабые электрические импульсы, которые снижают интенсивность симптомов.

До сих пор ученые не представляли, как именно работает этот метод. Исследователи из Имперского колледжа Лондона рассмотрели мозги, которые хранятся в Банке мозгов Великобритании (UK Brain Bank), и выделили закономерность, которая может объяснить действие терапии.

Органы принадлежали трем группам. В первой были три пациента, которые при жизни страдали от болезни Паркинсона и получали лечение глубокой стимуляцией мозга. Четыре человека из второй группы не подвергались DBS. Третья группа послужила контрольной: эти три человека никогда не имели болезни Паркинсона.

Ссылаясь на предыдущее исследование, которое связывало гибель нейронов в зоне под названием черная субстанция (регулирует моторные функции) с уменьшением количества митохондрий, авторы сопоставляли исходные данные с числом митохондрий в нейронах. Они заметили, что в клетках пациентов из первой группы количество митохондрий больше в сравнении со второй. Эти митохондрии обладали также большим размером.

Митохондрии — органеллы клеток, которые участвуют в окислении органических соединений и в синтезе аденозинтрифосфата (АТФ) — универсального источника энергии в организме.

Специалисты понимают ограниченность исследования: количества мозгов недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод, однако открытие наметило путь для дальнейших изысканий, которые, возможно, увеличат объем рассматриваемого биологического материала.

Ранее ученые из Медицинского центра Университета Эразмус (Нидерланды) провели масштабное исследование, посвященное трем неврологическим заболеваниям: деменции, инсульту и паркинсонизму. Они обнаружили при экстраполяции результатов, что риск развития этих недугов у мужчин после 45 лет составляет 36 процентов, а у женщин — 48 процентов.