21.01.2022
3 006

Ученые создали крем от обморожения

4.8

Новый состав успешно испытали на клеточных культурах и подопытных мышах, защитив их от сильного холода.

©Angela, Flickr / Автор: Milonia Larcius

Работая, отдыхая или путешествуя на сильном морозе, не так уж сложно получить обморожение. При глубоком понижении температуры питание тканей кислородом нарушается, а в особо тяжелых случаях в них замерзает вода. Происходит массовая гибель клеток и некроз, способный нанести безвозвратные повреждения организму. Однако эти опасные эффекты можно существенно снизить с помощью специального «крема от обморожений», созданного учеными из индийского Института геномики и интегративной биологии (IGIB). Его рецепт и результаты испытаний описаны в статье, опубликованной в журнале ACS Applied Biomaterials.

Задумавшись о таком креме, биохимик Муния Гангули (Munia Ganguli) и ее коллеги вспомнили о криопротекторах, которые широко используются в лабораторной практике для предотвращения образования льда в живых культурах. Диметилсульфоксид (ДМСО) способен проникать в клетки и препятствует замерзанию воды внутри них. Поливиниловый спирт (ПВС) работает в межклеточном пространстве, защищая ото льда клеточные мембраны.

Поставив эксперименты с клеточными культурами «в пробирке», ученые определили оптимальное количество ДМСО и ПВС, которое заметнее всего снижает их смертность при температурах ниже нуля. Так была найдена основа рецептуры: 2% ДМСО и 1,6 мг/мл ПВС — с выживаемостью клеток около 80 процентов. Более внимательный анализ показал, что и состояние клеток, и деление после сильного холодового стресса остается нормальным, если они обработаны таким сочетанием. Ученые назвали его SynAFP.

Далее Гангули и ее соавторы смешали SynAFP с обычным кремом «Алоэ вера» и перешли к опытам на мышах, нанося его за 15 минут перед тем, как поместить животных на мороз. Средство работало и тут, заметно снижая число и размеры обмороженных участков, повреждение тканей и воспаление, в сравнении с мышами, не получавшими нового крема.

К сожалению, при более раннем нанесении крема — за полчаса до воздействия холода — эти эффекты были практически незаметны. Но опыты показали, что намазаться им лишний раз невредно, у животных такая процедура не вызвала никаких видимых побочных эффектов. Впрочем, эффективность и безопасность SynAFP на людях еще предстоит подтвердить.