Ученые смогли победить мутантный белок, вызывающий хорею Хантингтона — Naked Science
София Жаботинская

Ученые смогли победить мутантный белок, вызывающий хорею Хантингтона

Новый подход может стать надеждой для сотен тысяч человек, страдающих неизлечимым на сегодня нейродегенеративным заболеванием.

Ученые нашли соединения (отмечены оранжевым), которые связываются с внутриклеточным компонентом (светло-голубой). Так они очищают нейроны от смертельного мутантного белка (красный), не затрагивая здоровый белок (синий).
© Nature, 2019

Исследователи из Фуданьского университета в Китае протестировали на животных метод, позволяющий уничтожать мутировавший белок гентингтин, не затрагивая при этом его нормальную форму. Статья о работе вышла в журнале Nature.

Авторы протестировали несколько различных соединений, которые могли бы избирательно очищать нейроны от смертельного белка. Они нашли четыре молекулы, которые в будущем могли бы помочь отыскать действующее вещество для лекарства от болезни Хантингтона у человека.

Хорея Хантингтона (или Гентингтона) — неизлечимое аутосомно-доминантное нейродегенеративное заболевание. Внешние проявления начинаются с непроизвольных неконтролируемых движений и постепенно усугубляются когнитивными нарушениями. Со временем к ним присоединяются симптомы психических расстройств, а также разные физиологические осложнения. Как правило, после постановки диагноза больные живут не более 10-20 лет, причем нередкой причиной смерти становится суицид.

Заболевание вызывает мутация белка гентингтина, который кодируется геном HTT. Ведущая функция нормальной формы гентингтина до конца не известна, однако, согласно исследованиям, он необходим для нормального функционирования нейронов. Белок участвует во многих процессах, протекающих в нервной ткани, и играет важную роль при эмбриогенезе: если его исключить, плод погибает.

В норме гентингтин из-за полиморфизма кодирующего его гена HTT имеет изменчивую структуру, содержащую от шести до 35 глутаминовых остатков. При мутации гена их количество увеличивается, доходя порой до 250. Предполагается, что из-за этого мутантный белок (mHtt) увеличивает свою токсичность и, накапливаясь в нейронах, со временем приводит к хорее.

Основная проблема лечения сегодня связана с тем, что не существует способа уничтожить мутировавший белок, не затрагивая жизненно важный нормальный гентингтин. Работа китайских ученых дает надежду, что такая возможность все же есть.

Наилучшие результаты при тестировании на генномодифицированных мухах и мышах показали молекулы 10O5, 8F20, AN1 и AN2. Доктор Боксун Лу и другие авторы работы отмечают, что это только начало пути, однако дальнейшие исследования выглядят перспективными. Правда, кроме поиска пути наибольшей эффективности будущих препаратов, предстоит провести и тестирования на предмет рисков. Например, как отмечает доктор Худа Зогби из Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне, не принимавшая участия в исследовании, нужно убедиться, что соединения непреднамеренно не вычищают другие жизненно важные белки и не могут ли они тоже стать токсичными с годами, по мере накопления.

До клинических испытаний еще далеко, однако, возможно, именно этот метод станет надеждой для больных. «К сожалению, до сих пор ничто из того, что не работало в мышиной модели, не замедляло заболевание у пациентов. Поэтому важно тщательно изучить эти новые препараты, чтобы получить наилучшее представление о том, является ли этот подход безопасным и достаточно эффективным, чтобы его можно было перенести на испытания на людях», — говорит доктор Эдвард Уайлд из Центра болезни Хантингтона Университетского колледжа Лондона.

Ранее ученые выяснили, что белок, тормозящий активность мозга, продлевает жизнь, а также нашли эффективное средство против гриппа.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.