Ученые из Уханя действительно создали «искусственный» коронавирус — но не тот

Ученые из Уханя действительно создали «искусственный» коронавирус — но не тот

5.7

Очередная волна теорий заговора о рукотворности пандемии Covid-19 обвиняет во всем уханьскую вирусологическую лабораторию, исследователи из которой в самом деле сконструировали в 2015 году вирус, близкий к нынешнему. И все же он был совсем иным — это не SARS-CoV-2. Согласно новой работе, их гены не совпадают на десятки процентов, разрыв много больше, чем у людей и шимпанзе. Есть и другие факторы, практически исключающие возможность искусственного происхождения любого вируса, подобного тому, что развязал текущую эпидемию.

Вирусологи в лаборатории
Работники Лаборатории специальных патогенов и биобезопасности Уханьского института вирусологии, 2017 год. Легко видеть особые меры защиты персонала, которые должны защитить лабораторию от проблем с утечкой вирусов из нее в окружающий мир / ©AFP

Биологическая бомба: инструкция по сборке

Зародышем нового класса теорий заговора стала статья в Nature от 2015 года, которая еще тогда, пять лет назад, вызвала большой скандал. Ее авторы — американцы и два китайских ученых из Лаборатории специальных патогенов и биобезопасности Уханьского института вирусологии — взяли вирус, выделенный из летучей мыши, и вирус атипичной пневмонии 2002-2003 годов. Анализируя, за что отвечают те или иные участки РНК вируса, ученые нашли способ сделать такой коронавирус одновременно способным инфицировать лабораторных мышей и клетки человека (а также одной из обезьян). Полученный химерный вирус назвали SHC014-MA15.

Зачем это делалось — понятно. Если вы хотите изучить, каким может быть новый коронавирус вроде атипичной пневмонии (а целый ряд научных групп ожидал его появления, поскольку оно логично с точки зрения эволюции), хорошо бы заранее научиться бороться с подобным явлением. Ведь бороться надо вакциной, а ее нужно отработать на подопытном животном или хотя бы клеточной культуре. Поэтому обвинять вирусологов не в чем: объективно такие опыты — дело полезное.

Разумеется, как это принято в высококонкурентном научном мире, авторов статьи подвергли максимально жесткой критике. Основная мысль была: чего вы добились, создав такой химерный вирус, не понятно, а что было бы, если бы он утек наружу, как раз понятно хорошо — эпидемия. Но время показало близорукость критиков. В 2018 году обнаружилось, что существует вакцина, способная помешать вирусу SHC014-MA15 внедриться в организм хозяина (вакцину испытывали на мышах).

Кстати, это еще раз легко показывает, что нынешняя пандемия — вовсе не тот химерный вирус. Будь это он, все бы уже энергично терзали ту самую вакцину, что отработали на грызунах два года назад. К огромному сожалению, этот препарат ничем не поможет: реальный коронавирус 2019 года развивался совсем не в ту сторону, что лабораторный 2015 года. Он «крепится» к клеткам человека за другой белок, поэтому толку от той вакцины практически нет.

Сравнение паспортов: природный или синтетический?

У вируса нет лица, и, чтобы понять, кто из них кто, нужно сравнивать геномы. Поэтому группа американских исследователей решила разобраться, в самом ли деле химерный вирус 2015-го (SHC014-MA15) схож с коронавирусом 2019 года (SARS-CoV-2). Для этого они сравнили прародителя вируса 2015 года — вирус атипичной пневмонии — с нынешним коронавирусом. Оказалось, там различий больше, чем на пять тысяч нуклеотидов. В SARS-CoV-2 их всего-то 30 тысяч, то есть речь идет об очень большой разнице.

Сенатор США Том Коттон в Твиттере поддержал идею о том, что вирус был создан в Китае. К сожалению, политик не уточнил, зачем КНР такой экзотический способ уронить собственное промышленное производство на 15%, получить длинный жесткий карантин и несколько тысяч трупов своих граждан / ©Wikimedia Commons

При этом родственный коронавирус, найденный в китайских летучих мышах, различался с нынешним источником эпидемии всего на 4% генов — менее чем на полторы тысячи нуклеотидов. Получается, химерный вирус похож на новый меньше, чем новый похож на «дикий» вирус китайских летучих мышей.

Наконец, отмечают авторы работы, вышедшей на днях в США, химерный вирус 2015 года вообще не крепился к клеткам с помощью белка ACE2. Он использовал совсем другие «ворота», иные белки. То есть между ними мало общего не только по части генов, но и в плане «методики» внедрения в клетки человека.

Мог ли новый коронавирус быть получен в лаборатории

Ладно, скажет читатель. В самом деле, новый вирус не похож на химерный из лаборатории. Но можно ли вообще создать нечто подобное искусственно? Тем более что штука вышла сильной: карантинные мероприятия явно ударили по экономике многих стран. Все это прямо-таки просится в сценарий «Бойцовского клуба» или другого фильма о подрыве мировых правительств с попыткой посеять по всему миру хаос и анархию. Почему бы группе удалых анархистов, не любящих цивилизацию, не попробовать смастерить что-то подобное?

Коронавирус в представлении художника. Синяя спираль, похожая на телефонный провод, символизирует спираль РНК, находящуюся внутри липидной оболочки вируса. Собственно, кроме этой спирали, внутри него ничего особо и нет / ©Andriy Onufriyenko/Getty Images

В принципе, это возможно. Только тогда они, мягко говоря, промахнулись. Вирус получился половинчатым: убивать людей он может, но обрушить цивилизацию — нет. Дело в том, что для коронавируса воздух — не главная среда распространения. Он разносится в основном с капельками, осевшими на дверных ручках и тому подобном. Один больной им заражает в среднем пару здоровых, а один больной корью, скажем, 15 здоровых.

Если мы хотим создать по-настоящему боевой вирус, нужно брать механизмы распространения кори и «подцепить» к ним куски от, скажем, ВИЧ. Чтобы один заражал 15 и чтобы на первом этапе такое вообще нельзя было вылечить. Желательно также поднять скорость развития ВИЧ до такой, чтобы СПИД начинался за шесть месяцев (чтобы недолго ждать), а не за годы, как сегодня. Это будет идеальная эпидемия: весь мир заразится, даже не заметив каких-то проблем (большой инкубационный период), и лишь спустя месяцы массы населения начнут погибать от иммунодефицита.

При всей привлекательности подобной схемы, мы сразу хотим предупредить молодых анархистов, которые побегут подавать документы на биофак МГУ: во-первых, вас там такому не научат, у нас не самая сильная научная школа на направлении создания новых вирусов. Мы не Китай и не США. Во-вторых, не надо спешить и туда: мы, люди, пока не так хорошо умеем делать боевые вирусы.

Чжао Ли Цзянь (Zhao Lijian), китайский аналог Марии Захаровой, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая. Чиновник в марте этого года неожиданно обвинил армию США в том, что это она доставила вирус в Ухань. Трудно всерьез комментировать такую версию, отчего мы даже не попытаемся этого сделать / ©AP Photo, Andy Wong

Возьмем тот же химерный вирус 2015 года. Вы думаете, хитроумные ученые какими-то наноножницами резали РНК вирусов, заставляя их «пересесть» на клетки человека и обычной мыши? Да ничего подобного. Использовался серийный пассаж — или, говоря человеческим языком, подсадка капсидов вирусов летучей мыши на клетки дыхательных путей мыши обычной, нелетучей. Часть вирусов воспроизвестись там смогла, часть — нет. Так со временем и получили нужный для лабораторных исследований вирус.

В теории можно попытаться сделать вирус генетическими методами манипуляции, а не таким вот вариантом «естественного отбора в лаборатории». Но, во-первых, это будет заметно: гены от разных вирусов будут не хаотично рассеяны по всему геному, а образуют «блоки» — крупные куски, показывающие сходство с вирусами-«прародителями». У нового коронавируса таких «блоков» нет. Во-вторых, на современном этапе развития генетики это адово сложная работа — для нового Эйнштейна, но только с биологическим образованием. В-третьих, она потребует уйму времени и сил, но не факт, что вообще окончится успехом.

Наконец, не ясна цель. Анархист, пошедший на биофак, не рулит финансированием больших лабораторий, а без них такой чудо-вирус не собрать. Правительство той или иной страны способно это проспонсировать, но зачем? Чтобы неизбежно заразить собственное население? Сделать по-настоящему мощный вирус, избирательно не поражающий носителей определенных генотипов, в теории можно. Скажем, если использовать Y-хромосомные гаплогруппы как средство опознавания «свой — чужой» (сразу отметим: у нынешнего коронавируса избирательности и близко нет).

Но генетически чистых народов почти не существует. Если сделать вирус, не поражающий, допустим, половину русских, то он точно так же не будет поражать половину украинцев, белорусов, поляков и восточных немцев (половина всех этих народов принадлежит к одной и той же гаплогруппе). И в чем тогда смысл такой «избирательности»?

Не биологическая бомба и вряд ли даже просто утечка

Итак, картина складывается довольно простая. Нынешний коронавирус не несет следов лабораторной работы над ним. Ни в 2015 году, ни позднее. Теоретически его могли вывести в Уханьском институте вирусологии, но только на базе вируса реальной дикой летучей мыши. И не сложной работой над генами, а банальным «прогоном» через ткани человека — вплоть до приспосабливания вируса к тому, чтобы «хвататься» за белок ACE2.

Но и тогда речь ни в коем случае не может идти о диверсии: успешные ученые любят жизнь, и никто из них не будет сознательно взрывать бомбу в собственном доме. Да, случайная утечка возможна, но маловероятна.

Идея китайского чиновника в том, что в октябре 2019 года американцы послали 280 спортсменов на международные военные игры, проходившие в Ухане. Правда, непонятно, зачем эпидемия ждала до января, вместо того, чтобы разразиться осенью / ©Reuters

Возьмем тот же «Вектор»: один из его сотрудников в 1990-х заразился вирусом Марбург, к которому там отрабатывали защиту. Но он же не вышел за пределы лаборатории. Точно так же не вышел оттуда вирус черной оспы, хранящийся в «Векторе» уже очень давно. А ведь это вам не какой-нибудь коронавирус: вспышка оспы в наше время, когда кругом полно непривитой молодежи, может дать миллионы смертей по всему миру. Тем не менее никакой утечки не было. Из-за этого мы сомневаемся, что новый вирус мог утечь и у вирусологов в Ухане. Не похоже, что китайские ученые сильно безалабернее российских.

Новые данные показывают: численность бобров в России и Евразии резко недооценивалась. Их здесь миллион, а вскоре будет во много раз больше. Тогда бобры полностью изменят наш ландшафт — причем в лучшую сторону. Как ни странно, эти существа способны заселить не только леса, но и тундру, степь и даже морские берега. По пути они полностью изменяют экосистему — а также шансы на выживание в ней людей. Начнись процесс бобриной реконкисты чуть раньше — и тысячи москвичей были бы спасены. Попробуем разобраться почему.

Многие слышали словосочетание «солдат будущего», однако не все понимают, о чем именно идет речь. Сегодня мы рассмотрим этот термин на примере экипировки для военнослужащих российской армии, известный как «Ратник», а также поговорим о перспективном комплекте, получившем ранее обозначение «Сотник».

Европейцы считают запах духов «Шанель» приятным, а папуасы Новой Гвинеи терпеть его не могут, зато обожают аромат свиного жира. Почему разные культуры оценивают запах по-своему, какую роль в нашей жизни играют ароматы, как мы выбираем партнера, опираясь на собственный нюх, и почему супружеским парам не стоит спать под одним одеялом? Об этом – в нашем материале.

Новый препарат, который, по мнению его создателей, может помочь остановить пандемию раньше и эффективнее, чем вакцинация, подошел к стадии клинических испытаний.

Десантный транспорт-док типа San Antonio испытал установленную на его борту мощную лазерную установку Laser Weapon System Demonstrator (LWSD) Mk 2 Mod 0: в ходе тестов был успешно уничтожен беспилотник.

Если сегодня вам, допустим, 30 лет, то за вашу жизнь население планеты уже дважды «добавляло» очередной миллиард. Когда вам было десять лет в 1999 году, население планеты достигло шести миллиардов. В 2011 году, когда вам исполнилось 22 года, была преодолена планка в семь миллиардов человек. Сегодня нас 7,7 миллиарда. Что же будет, когда пройдет еще 30 лет? По оценкам ООН, уже через пять лет, если динамика роста численности населения не претерпит разительных изменений, на планете появится восьмимиллиардный житель. А дальше что? Перенаселение, нехватка воды и пищи, не говоря уже о прочих ресурсах, и волны беженцев? Или все, на самом деле, не так страшно?