23 января

Снижение нормальной температуры человеческого тела объяснили изменениями микрофлоры

5.2

Нормальная температура сегодня чуть ниже, чем у людей, живших 100-150 лет назад. Причины этого «охлаждения» в точности не ясны, однако новые эксперименты позволяют связать его с изменениями питания и, как следствие, микрофлоры кишечника.

©Microlife

«Здоровую» температуру тела медики стали фиксировать с середины XIX века, когда измерения установили ее в пределах от 36,2 до 37,5 °C. С тех пор этот уровень медленно, но верно снижается — по некоторым оценкам, в среднем на 0,03 градуса за десятилетие. Причины таких изменений остаются загадкой, для ответа на которую выдвинут целый ряд гипотез. В частности, предполагается, что развитие гигиены и медицины, доступность питания и вообще более комфортная жизнь привели к ослаблению хронических воспалительных процессов, что и отразилось в снижении нормальной температуры тела.

Новую версию выдвинули медики из Мичиганского университета, статья которых опубликована в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine. Первоначально команда Роберта Диксона (Robert Dickson) занималась проблемой сепсиса — мощной воспалительной реакции, которая вызывается тотальным распространением инфекции и токсинов по организму. Одно из проявлений такого состояния — необычные изменения температуры тела. Иногда она может молниеносно подскакивать до опасного уровня, иногда практически не меняется, возможны и другие варианты.

Несколько лет назад исследователи показали, что изменения температуры позволяют предсказать ход протекания сепсиса и его итог. Однако с чем связана та или иная реакция организма, до сих пор не было ясно. Поэтому Диксон и его коллеги решили проверить состояние кишечной микрофлоры у таких больных. Собрав образцы у 116 пациентов, они обнаружили, что изменение температуры во время сепсиса действительно коррелирует с составом бактерий в кишечнике. Например, присутствие бактерий из группы фирмикутов было связано с более сильным ростом температуры.

Чтобы подтвердить эти выводы, ученые провели эксперименты с мышами, искусственно стимулировав у них состояние, аналогичное сепсису у пациентов-людей. В опытах участвовали две группы животных — с обычной микрофлорой, а также полностью лишенные ее. Их температурный ответ оказался принципиально разным: у мышей с нормальным бактериальным населением кишечника быстро начиналась лихорадка, а грызуны со стерильным кишечником практически не реагировали на сепсис.

Более того, ученые заметили, что у животных второй группы и нормальная температура тела была чуть ниже. Ее снижение наблюдалось и после уничтожения нормальной микрофлоры антибиотиками. Все это указывает на роль, которую могут играть бактерии кишечника в поддержании определенной температуры тела. За последние полтора столетия в связи с сильными и массовыми изменениями диеты микрофлора тоже изменилась. Поэтому авторы работы предполагают, что именно бактерии определили снижение температуры тела у современных людей.