Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23 января
ТюмГУ
98

Тюменский литературовед рассказала о роли растительных образов в повести Набокова

4.5

Исследователь из ТюмГУ изучила то, как растительные образы участвуют в организации сюжета, художественного мира, а также характеризуют восприятие героя в рассказе Владимира Набокова.

Владимир Набоков / ©Getty images

Связь природного и рукотворного мира можно назвать важной проблемой в творчестве Набокова. Растительные, энтомологические, зоологические образы в произведениях писателя организуют художественный мир, портрет героев, выступают в роли сюжетообразующих аллюзий. Талантливый писатель, по мнению Набокова, также внимателен к природе, как и исследователь-натуралист: «Художник должен знать этот мир» для того, чтобы «вновь создавать его».

Статья «Мандрагора в райском саду: растительные образы в повести В. Набокова «Волшебник» кандидата филологических наук ассистента кафедры русской и зарубежной литературы СоцГум ТюмГУ Анастасии Дроздовой вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета». В ней говорится, что в произведениях, написанных перед переездом Набокова в Америку, противопоставление естественного и точного «творческого вымысла» недостоверному «пошлому умыслу» связано с проблемой выбора языка. Ученая исследовала растительные образы (всего 29 наименований) в повести «Волшебник», организующие райское пространство и передающие авторскую оценку речевой стратегии героя.

С одной стороны, литературные и библейские коннотации растительных образов связаны с утопическим эдемским миром, где души праведников не испытывают нужды и переживают «блаженство» («он думал, блаженствуя на внутреннем припеке, о сладком союзе умышленного и случайного»). В произведениях Набокова райские плоды выступают «символом неуничтожимой полноты бытия» и указывают на «возвращение в Отчий дом», – у Набокова-модерниста трудно различимы рай небесный и рай земной.

С другой стороны, двойственная характеристика пространства, где произрастают райские плоды («вечная детская»), указывает на демоническую природу страсти героя к нимфеткам: жизнь с юной девочкой, которая представляется герою эдемом, оборачивается адскими муками. У Набокова на смену четкому дантовскому делению на ад, чистилище и рай приходит пространство, в котором смешиваются характеристики ада и рая, но где, однако, преобладает ад. В процессе исследования текста рассказа автор статьи приходит к выводу, что, создавая образ девочки-растения в «цветущей фантазии»-раю, Набоков подчеркивает, что демонические коннотации этого образа – плод вымысла героя, тогда как невинность девушки связывается с образом другого рода – с лавровым деревом нимфы Дафны.

Так портрет девочки вводится с помощью колористических ассоциаций: реализуется этимологическое значение колоронима «каштановый» (цвет и запах волос: «обдавая его каштановым запахом мягких волос»). Юная особа уподобляется дереву: «сморщенный листок дрожал у нее в волосах», «смешиваясь с родственной ей игрой света под лилово-зелеными деревьями» (девочка одета в лиловое платье), «розово-озаренное лицо с тенью листьев на лбу», «обвила вокруг его затылка сонную руку».

Древесные образы позволяют сопоставить сюжет о преследовании девочки с мифом о Дафне, которая, чтобы избежать любви Аполлона, превратилась в дерево. И для всеведущего повествователя, и для героя цветущий рай связан с миром детства: дети, как существа, обитающие в Эдеме, непорочны. Точка зрения всеведущего повествователя позволяет сравнить героя с палачом, не только поступками, но и манерой речи пытающимся скрыть свое преступление.

Эвфемистические образы и образы, обозначающие растения-фантомы, вводятся через точку зрения героя-маньяка, они указывают на творческое бессилие, утилитарное отношение к красоте. Рукотворный и природный миры объединяет гармония художественного замысла, тогда как противоестественный умысел дисгармоничен, антипоэтичен. Таким образом, неправильные выражения в структуре растительных образов, их чувственная семантика позволяет Набокову вывести тему «противоестественной красоты» в область естественно-научной и языковой проблематики: «противоестественные» замыслы героя оказываются эстетически неполноценными. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:09
Сергей Васильев

Венерины мухоловки регистрируют до пяти стимуляций чувствительных волосков, чтобы захлопнуть свою ловушку и начать переваривание. Но уникальный мутант Dyscalculia не может «считать» даже до двух. Ученые показали, что это связано с нарушением восприятия ионов кальция.

Вчера, 16:24
Анна Новиковская

Сегодня популяции многих видов пчел в упадке, и британские исследователи предложили еще один способ спасти этих насекомых: превратить часть кирпичей в стенах домов в «мини-ульи».

Позавчера, 17:19
Александр Березин

Игру 2013 года и выходящий с января 2023 года сериал по ней часто принимают за научную фантастику. То есть произведение, основанное на предположениях, не противоречащих науке. Однако вряд ли дело обстоит таким образом. Проблема в том, что создатели мира The Last of Us слишком некритично подошли как к научному фундаменту, на котором основан их мир постапокалипсиса, так и к тому, что думает наука о самой реальности «постапов». Naked Science пробует разобраться в деталях.

25 января
Сергей Васильев

Компьютерное моделирование двойных систем продемонстрировало, что их планеты способны сохранять стабильные орбиты на протяжении миллиарда лет и даже более. Это повышает шансы на развитие жизни в мирах, напоминающих фантастический Татуин.

Вчера, 11:09
Сергей Васильев

Венерины мухоловки регистрируют до пяти стимуляций чувствительных волосков, чтобы захлопнуть свою ловушку и начать переваривание. Но уникальный мутант Dyscalculia не может «считать» даже до двух. Ученые показали, что это связано с нарушением восприятия ионов кальция.

26 января
Роман Босиков

Ресурсы Земли ограничены, и вопросы о том, где брать их в будущем, возникают уже сейчас. Наиболее подходящим ответом на растущие запросы человека представляется космос с его бескрайними просторами и астероидами, набитыми редкими металлами. Но кто и как планирует добывать руды на «космических булыжниках»? И главное, это вообще реально? Naked Science размышляет о культурном наследии, настоящем и будущем коммерческого освоения астероидов.

10 января
Алиса Гаджиева

Исследователи, изучающие систему обороны Великой стены, обнаружили следы более 130 секретных сквозных проходов и полагают, что это только начало.

25 января
Василий Парфенов

Пока фанаты SpaceX увлеченно следят за достижениями компании, астрономы грустно наблюдают, как их работа становится сложнее с каждым запуском спутников Starlink. Прогресс не проходит без жертв. Поэтому различные научные ассоциации ищут способы снизить негативное влияние множества новых рукотворных объектов в околоземном пространстве на качество данных, получаемых телескопами. Некоторые решения со стороны выглядят экстремальными — например, теперь лазеры для корректировки адаптивной оптики можно не выключать, если в поле зрения есть спутник Starlink. А это десятки ватт излучения!

5 января
Александра Медведева

Биологи показали, что нейронные сети гиппокампа, ответственные за пространственное восприятие, изменяются не линейным образом, а в соответствии с гиперболической геометрией. То есть мозг представляет пространство в форме расширяющихся песочных часов. Результаты исследования могут иметь значение для лучшего понимания различных нейродегенеративных расстройств.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: