Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Тюменский литературовед рассказала о роли растительных образов в повести Набокова
Исследователь из ТюмГУ изучила то, как растительные образы участвуют в организации сюжета, художественного мира, а также характеризуют восприятие героя в рассказе Владимира Набокова.
Связь природного и рукотворного мира можно назвать важной проблемой в творчестве Набокова. Растительные, энтомологические, зоологические образы в произведениях писателя организуют художественный мир, портрет героев, выступают в роли сюжетообразующих аллюзий. Талантливый писатель, по мнению Набокова, также внимателен к природе, как и исследователь-натуралист: «Художник должен знать этот мир» для того, чтобы «вновь создавать его».
Статья «Мандрагора в райском саду: растительные образы в повести В. Набокова «Волшебник» кандидата филологических наук ассистента кафедры русской и зарубежной литературы СоцГум ТюмГУ Анастасии Дроздовой вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета». В ней говорится, что в произведениях, написанных перед переездом Набокова в Америку, противопоставление естественного и точного «творческого вымысла» недостоверному «пошлому умыслу» связано с проблемой выбора языка. Ученая исследовала растительные образы (всего 29 наименований) в повести «Волшебник», организующие райское пространство и передающие авторскую оценку речевой стратегии героя.
С одной стороны, литературные и библейские коннотации растительных образов связаны с утопическим эдемским миром, где души праведников не испытывают нужды и переживают «блаженство» («он думал, блаженствуя на внутреннем припеке, о сладком союзе умышленного и случайного»). В произведениях Набокова райские плоды выступают «символом неуничтожимой полноты бытия» и указывают на «возвращение в Отчий дом», – у Набокова-модерниста трудно различимы рай небесный и рай земной.
С другой стороны, двойственная характеристика пространства, где произрастают райские плоды («вечная детская»), указывает на демоническую природу страсти героя к нимфеткам: жизнь с юной девочкой, которая представляется герою эдемом, оборачивается адскими муками. У Набокова на смену четкому дантовскому делению на ад, чистилище и рай приходит пространство, в котором смешиваются характеристики ада и рая, но где, однако, преобладает ад. В процессе исследования текста рассказа автор статьи приходит к выводу, что, создавая образ девочки-растения в «цветущей фантазии»-раю, Набоков подчеркивает, что демонические коннотации этого образа – плод вымысла героя, тогда как невинность девушки связывается с образом другого рода – с лавровым деревом нимфы Дафны.
Так портрет девочки вводится с помощью колористических ассоциаций: реализуется этимологическое значение колоронима «каштановый» (цвет и запах волос: «обдавая его каштановым запахом мягких волос»). Юная особа уподобляется дереву: «сморщенный листок дрожал у нее в волосах», «смешиваясь с родственной ей игрой света под лилово-зелеными деревьями» (девочка одета в лиловое платье), «розово-озаренное лицо с тенью листьев на лбу», «обвила вокруг его затылка сонную руку».
Древесные образы позволяют сопоставить сюжет о преследовании девочки с мифом о Дафне, которая, чтобы избежать любви Аполлона, превратилась в дерево. И для всеведущего повествователя, и для героя цветущий рай связан с миром детства: дети, как существа, обитающие в Эдеме, непорочны. Точка зрения всеведущего повествователя позволяет сравнить героя с палачом, не только поступками, но и манерой речи пытающимся скрыть свое преступление.
Эвфемистические образы и образы, обозначающие растения-фантомы, вводятся через точку зрения героя-маньяка, они указывают на творческое бессилие, утилитарное отношение к красоте. Рукотворный и природный миры объединяет гармония художественного замысла, тогда как противоестественный умысел дисгармоничен, антипоэтичен. Таким образом, неправильные выражения в структуре растительных образов, их чувственная семантика позволяет Набокову вывести тему «противоестественной красоты» в область естественно-научной и языковой проблематики: «противоестественные» замыслы героя оказываются эстетически неполноценными. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Ежедневное использование сыворотки с экстрактом тропического растения всего за восемь недель увеличило густоту и толщину волос у испытуемых. Международная группа исследователей проверила эффективность нового состава, объединившего, помимо экстракта растения, кофеин и белки, стимулирующие клеточный рост, и осталась довольна результатом.
Нобелевский комитет при Шведской королевской академии наук объявил, кого в 2025 году посчитали достойным премии по экономическим наукам.
Креативность чаще всего ассоциируется с творчеством и искусством. Однако не всегда креатив направлен на благо. Например, схемы мошенников тоже можно назвать креативными, хотя они служат обману и личной выгоде. Такое «творчество» называют антисоциальным. К нему также относятся склонность ко лжи, оригинальной мести, злобным шуткам и розыгрышам, мошенничеству, дезинформации, политическим манипуляциям, слухам и домыслам. Психологи МГППУ рассмотрели особенности восприятия и понимания информации у людей с высокой антисоциальной креативностью и сравнили с характеристиками тех, кто обладает положительными чертами личности, в частности чертами Светлой триады — согласия, прощения и доброжелательности.
Голые землекопы живут почти 40 лет — невероятный срок для грызуна размером с мышь. Недавнее открытие китайских ученых показало, что долголетие этим животным обеспечивает необычная версия одного белка, который не просто защищает организм, а буквально чинит его изнутри — ускоряет восстановление ДНК. Новые данные могут помочь продлить и человеческую жизнь.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии