06.12.2018
Редакция Naked Science

Павианы прожили полгода с сердцами свиней

Новый метод трансплантации позволил павианам установить рекорд продолжительности жизни со свиным сердцем.

baboon-e

Около шести месяцев проработали свиные сердца в телах пары подопытных павианов: генетическая модификация и новые технологии трансплантации позволили установить рекорд выживаемости после пересадки сердца от представителей другого вида. Об этом кардиолог из Мюнхенского университета Бруно Райхарт (Bruno Reichart) и его коллеги сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature. Еще два павиана с трансплантированными сердцами прожили около трех месяцев. Прежде такие животные проживали с чужим органом не более 57 дней. Работа может стать важным шагом к применению таких методов для помощи людям.

В самом деле, потребность в донорских органах никогда не была и, возможно, не будет выше предложения. Один из подходов к решению проблемы такого дефицита состоит в выращивании ГМ-животных (чаще всего говорят о свиньях, подходящих и по размерам, и по анатомии, и по многим другим параметрам), органы которых будут особым образом подготовлены к трансплантации в человеческий организм. Так действовали и немецкие ученые: для экспериментальной пересадки были подготовлены ГМ-свиньи, способные продуцировать два человеческих белка.

Первый из них — мембранный CD46, который служит элементом системы распознавания «свой – чужой» и не дает иммунитету атаковать собственные клетки организма. Второй — тромбомодулин CD141, который выстилает клетки внутренней поверхности наших сосудов и сдерживает кровь от свертывания. Кроме того, у свиней был заблокирован синтез углевода галактоза-альфа-1-3-галактозы: он встречается у всех млекопитающих, кроме обезьян Старого света, включая людей, и способен вызвать тяжелую аллергическую реакцию. Авторы провели три попытки пересадки на 14 павианах, используя слегка различные процедуры трансплантации, и подобрали оптимальные условия для нее.

В частности, лучшего результата удалось добиться при хранении и транспортировке органа не в обычном, глубоко охлажденном виде, а в устройстве, которое сохраняло сердце в состоянии почти нормальной работы, омывая его кровью, обогащенной питательными веществами и кислородом, и с регулярным введением стимуляторов для поддержания сокращений. Другой проблемой стали размеры сердца: орган способен продолжать рост даже после пересадки, становясь слишком большим для тела павиана. Этот процесс удалось подавить, регулируя кровяное давление, количество тромбоцитов и другие параметры.

Наконец, к пяти павианам была применена полностью оптимизированная процедура трансплантации. Лишь одного из них пришлось усыпить вскоре после операции из-за развившегося тромбоцитоза. Двое прожили около трех месяцев, а двое — около шести. Все это время животные оставались в хорошем состоянии здоровья, активно играли, не отказывались от лакомств и просмотра телевизора. Один павиан со свиным сердцем жив до сих пор.