28.04.2020
София Жаботинская
11 850

Французские ученые заявили об эффективности лекарства против артрита в лечении коронавирусной инфекции

Препарат тоцилизумаб способен эффективно бороться с одним из осложнений Covid-19 — цитокиновым штормом. Однако результаты эксперимента требуют дополнительных подтверждений.

тоцилизумаб
Предполагается, что тоцилизумаб может быть полезен при тяжелом течении коронавирусной инфекции / © Futura-Sciences

Специалисты из французской больничной организации Assistance publique — Hopitaux de Paris (APHP) заявили, что средство для лечения артрита показало «многообещающие» результаты в лечении Covid-19. Речь о тоцилизумабе — препарате рекомбинантных гуманизированных антител к человеческим рецепторам интерлейкина-6. Заявление об этом опубликовано на сайте организации.

Этот препарат уже использовался в разных странах для облегчения симптомов тяжелой коронавирусной инфекции — в частности, в Китае и Италии. Более того, Министерство здравоохранения России уже включило тоцилизумаб в рекомендации по лечению коронавирусной пневмонии. Однако его эффективность подтверждена лишь единичными случаями: полномасштабные клинические исследования еще продолжаются.

В исследовании, которое проводят специалисты APHP, участвовали 129 человек с умеренной или тяжелой формой Covid-19, которая обычно наблюдается у 5-10% больных. 65 человек получали терапию тоцилизумабом, дополненную антибиотиками, а остальные 64 проходили курс стандартного лечения.

По информации ученых, среди группы испытуемых, принимавших противоревматоидный препарат, было меньше тех, кому понадобилась искусственная вентиляция легких, а также меньшее количество летальных случаев в течение первых двух недель эксперимента. Хотя испытания еще не закончены, в APHP решили опубликовать эти данные уже сейчас — как говорят сами специалисты, «по соображениям общественного здравоохранения».

Французские ученые, ведущие исследование эффективности тоцилизумаба / © APHP

Тоцилизумаб борется не с вирусом непосредственно, а с одним из эффектов заражения — гиперцитокинемией, или же цитокиновым штормом. Это неконтролируемая закольцованная реакция иммунной системы: противовоспалительные молекулы-цитокины активируют иммунные клетки, которые высвобождают новые порции цитокинов. Цитокиновый шторм может распространяться далеко за пределы очага воспаления; в случае с коронавирусом такая реакция может привести к острой респираторной недостаточности.

Впрочем, в своем заявлении исследователи добавляют, что полученные результаты должны быть дополнительно подтверждены независимыми испытаниями. Также выборка пациентов, участвовавших в эксперименте, недостаточно велика, чтобы делать окончательные выводы об эффективности тоцилизумаба. Детального исследования требуют и возможные побочные эффекты препарата.

Ранее мы писали о том, что итальянские ученые связали тяжелую форму коронавирусной инфекции с разрушением гемоглобина, а в Бразилии после смерти 11 пациентов отменили один из этапов клинических испытаний еще одного перспективного противокоронавирусного препарата — хлорохина.