19 августа
10 860

Сладкая кока-кола сделала подопытных грызунов глупее

5.3

Два месяца ежедневного потребления сладкой газировки ослабили память и когнитивные способности крыс. Ученые связывают это с развитием окислительного стресса в клетках их мозга.

©nataliej, Flickr

Кока-колу и другие сладкие газировки нельзя назвать полезными или хотя бы безвредными для здоровья. Избыточное количество сахара в них ведет к развитию диабета, болезней сердца, зубов и печени. Даже «диетические» варианты с сахарозаменителями могут повреждать сердце и сосуды. Теперь бразильские ученые продемонстрировали еще одну опасность таких напитков — для когнитивных способностей. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Experimental Gerontology.

Жозиан Будник (Josiane Budnic) и ее коллеги из Университета Южной Санта-Катарины проводили эксперименты с лабораторными крысами. Их распределили на группы по возрасту — два месяца, восемь и 14 — и проверили когнитивные и поведенческие навыки с помощью лабиринтов. После этого в течение 57 дней половину животных в каждой группе поили кока-колой, а другую половину — обычной водой. Когнитивные тесты повторяли сразу после этого срока, а также еще десять дней после возвращения подопытных крыс к нормальной диете. Наконец, некоторых животных умерщвляли, чтобы изучить состояние тканей их мозга.

Крысы из контрольных групп, пившие простую воду, не демонстрировали никаких существенных изменений. А вот в опытных группах перемены оказались налицо, особенно в молодых, двух- и восьмимесячных когортах. У них наблюдалось заметное ухудшение памяти и способности проходить лабиринты. Гистологические препараты мозга показали нарушения в структурах фронтальной коры и гиппокампа — важных областей, связанных с памятью и высшими когнитивными функциями. Ученые выяснили, что такие эффекты могут быть связаны со сбоями в работе механизмов защиты от окислительного стресса.

В живых клетках постоянно возникают пероксид и другие активные формы кислорода, которые служат мощными окислителями и способны нанести серьезный вред. Им постоянно противодействуют многочисленные и быстрые ферменты — прежде всего каталаза и пероксиддисмутаза. Однако в нейронах крыс, потреблявших сладкую кока-колу, отмечалась пониженная активность этих белков, причем у молодых животных особенно заметно. Их клетки хуже справлялись с активным кислородом и развивали окислительный стресс со всеми вытекающими вредными последствиями.