Искусственный интеллект разработал вакцину, которая дошла до клинических испытаний на людях — Naked Science

Созданный учеными алгоритм выбрал из миллионов соединений те, которые могут использоваться как вакцина против гриппа. Продукт прошел клинические испытания и готовится выйти на рынок.

Ежегодно гриппом заболевают почти полмиллиарда человек. В большинстве случаев болезнь удается победить, но нередки и смертельные исходы. Страшнее всего то, что вирус гриппа быстро мутирует и становится устойчивым к вакцинам и противовирусным препаратам. При этом создание новой вакцины может занимать годы.

Помочь решить эту проблему может искусственный интеллект. Исследователи из Университета Флиндерс (Южная Австралия) представили алгоритм, который способен самостоятельно искать подходящее для вакцины соединение среди сотен миллионов кандидатов, которые в него загружаются. Программа получила название SAM (Search Algorithm for Ligands — алгоритм поиска лигандов).

Чтобы обучить искусственный интеллект, ученые загружали в него множество различных соединений: одни были с доказанной активностью против гриппа, другие же были против него бесполезны. Таким образом, программа выяснила, что отличает эти группы веществ, и на основе полученных данных смогла прогнозировать противовирусную активность новых соединений.

Также ученые создали вторую программу, которая выполняла функции химика-синтетика. Она генерировала множество различных химических соединений из тех классов, которые могут быть потенциально активными против гриппа. Затем эта программа отправляла модель каждого созданного вещества SAM, который проводил его анализ на применение в качестве вакцины. Из миллионов кандидатов искусственный интеллект выбрал несколько веществ, которые ученые испытали в лаборатории.

Одно из таких соединений дошло до этапа клинических испытаний. На сегодня это исследование до сих пор идет, в нем участвует 371 доброволец. Тесты завершатся 30 ноября этого года.