17.09.2019
Никита Шевцов

Препарат от артрита оказался эффективным против рак крови

Ученые выяснили, что недорогой препарат против артрита может быть активен против истинной полицитемии и эссенциальной тромбоцитемии — онкологических заболеваний крови.

fit-thrombus

Согласно статистике, только в Великобритании каждый год диагностируется около 6 тысяч человек с истинной полицитемией или эссенциальной тромбоцитемией. Эти заболевания связаны с чрезмерным увеличением количества эритроцитов или тромбоцитов в крови человека. Неконтролируемое размножение этих клеток приводит к развитию очень неприятных симптомов, таких как зуд, головная боль, потеря веса, усталость и ночное потоотделение.

Современные методы лечения обычно помогают контролировать повышенное содержание кровяных телец, но они лишь немного облегчают симптомы, которые часто могут оказывать значительное влияние на качество жизни, приводить к неприятным последствиям для всего организма и даже к смерти. Поэтому медикам было важно найти средство для лечения такого рода состояний.

И такое средство нашлось. Им оказался метотрексат — препарат, который используется при лечении артрита и других аутоиммунных заболеваний, а также некоторых видов рака. Это вещество блокирует восприимчивость клеток к фолиевой кислоте, тем самым мешая их развитию и размножению. Такое действие метотрексата наиболее сильно проявляется на раковых клетках. Ранее было доказано, что метотрексат активен против острого лимфолейкоза — еще одного вида онкологии крови. Однако в отношении полицитемии и тромбоцитемии эффект препарата не изучался.

Лабораторные исследования ученых Шеффилдского университета показали, что низкие дозы метотрексата действовали как мощный ингибитор синтеза фолиевой кислоты в клетках рака крови. По словам ученых, им еще требуется провести сложные клинические испытания на пациентах, чтобы подтвердить работоспособность препарата. Пока что исследователи лишь проанализировали истории болезни пациентов с истинной полицитемией и эссенциальной тромбоцитемией, принимавших метотрексат. Медики выяснили, что прием этого препарата значительно облегчал симптомы болезни и снижал уровень клеток крови в организме пациентов.

Метотрексат применяется в лечении заболеваний довольно давно, в связи с чем его цена снижается с каждым годом, так как производственные объемы растут. Поэтому ученые считают, что он станет хорошей заменой дорогостоящим медикаментам и методам терапии, которые применяются в настоящее время.