29.11.2018
Редакция Naked Science

Частые походы в сауну связали с меньшим риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний

В исследовании участвовали более тысячи мужчин и женщин. Результаты оказались одинаковыми для обоих полов.

Ученые из Университета Восточной Финляндии и Университета Йювяскюля провели когортное исследование и определили, что частые походы в сауну среди мужчин и женщин старше 50 лет снижают риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Работа опубликована в журнале BMC Medicine.

Для исследования авторы привлекли 2 358 человек, однако после фильтрации данных осталось всего 1 688 участников (867 женщин и 821 мужчина). Наблюдение длилось 15 лет, а информацию собирали с 1998 по 2015 год. Средний возраст участников на начало эксперимента составлял 63 года.

С помощью анкетирования авторы узнавали, сколько времени люди уделяют сауне, а за их здоровьем и физическим состоянием они наблюдали, отслеживая больничные записи и свидетельства о смерти. Для оценки риска смертности исследователи использовали единицу измерения человеко-год. Это сумма всех отрезков времени, за которое все участники находятся в состоянии риска, при этом каждый вкладывает свое количество времени. Например, человек, за которым наблюдали один год, вкладывает один человеко-год, а тот, за которым наблюдали 15 лет, соответственно, 15 человеко-лет.

Результаты показали, что риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний снижается линейно с увеличением количества сеансов сауны в неделю. Среди тех, кто посещал сауну от четырех до семи раз в неделю, индекс смертности составлял 2,7 на тысячу человеко-лет, а для тех, кто лишь раз в неделю, — 10,1 на тысячу человеко-лет. Аналогичные подсчеты касаются и времени, проведенного в сауне. Среди людей, уделявших ей 45 минут в неделю, индекс смертности не превышал 5,1 на тысячу человеко-лет, а у тех, кто тратил меньше 15 минут за семь дней, поднимался до 9,6 на тысячу человеко-лет.

Один из авторов исследования Яри Лаукканен (Jari Laukkanen) рассказал о возможной причине такой корреляции:

«Существует несколько возможных причин, из-за которых сауна снижает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Наши коллеги до этого показали, что частое посещение сауны связано со снижением кровяного давления. Кроме того, сауна может выступать в роли триггера, который вызывает повышение пульса, равное тому, что возникает при физических нагрузках».

Исследователи заметили, что результаты их наблюдений справедливы для жителей города Куопио, которые участвовали в эксперименте, и они не знают, будут ли результаты теми же для других этнических или национальных групп.

Ранее ученые из Университета Восточной Финляндии и Бристольского университета показали, что регулярное посещение сауны снижает риск развития деменции