Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
8 интересных фактов о миссии «Аполлон-13»
11 апреля исполняется 46 лет со дня запуска «Аполлона-13», предназначавшегося для изучения Луны, но так и не выполнившего свою миссию. В историю космонавтики этот полет вошел как несчастливый: жизнь продемонстрировала астронавтам все свои черные полосы. Но, несмотря на это, экипаж выжил и вернулся на Землю.
1. «Хьюстон, у нас проблема». Вошедшая в классику космических полетов фраза принадлежит астронавту Джеку Свайгерту (в известном фильме Рона Ховарда его сыграл Кевин Бэйкон), впрочем, иногда ее приписывают капитану экипажа Джеймсу Ловеллу. На самом деле легендарная фраза звучала несколько иначе: «Houston, we’ve had a problem», что дословно значит: «Хьюстон, у нас здесь была проблема», в прошедшем времени. Известность фраза получила не после инцидента с «Аполлоном-13», а как раз после выхода на экраны фильма, слоганом которого она и была.
2. Астронавт Джек Свайгерт, сообщивший в ЦУП о проблеме, попал на борт «Аполлона-13», можно сказать, случайно. Он был резервным пилотом и присоединился к основному экипажу лишь за 48 часов до старта, сменив Томаса Кеннета Маттингли, у которого было подозрение на краснуху. Маттингли сняли с полета, несмотря на протесты командира экипажа Джеймса Ловелла. Зато Маттингли принял участие в спасательной операции с Земли, поскольку хорошо знал «Аполлон-13».
3. Целью миссии «Аполлон-13» была третья по счету высадка на Луне. Однако была еще одна задача: изучение лунного кратера Фра Мауро, названного так в честь венецианского картографа и монаха. Он находится на видимой стороне Луны и, предположительно, был сформирован из выброса или обломков пород, образовавшихся в результате столкновения с крупным метеоритом. Через год этот кратер был изучен в ходе миссии «Аполлон-14».
4. Число 13 в названии космического корабля стало не единственным «дурным знаком» миссии. Корабль был запущен 11 апреля, а о первом взрыве на нем астронавты сообщили 13 апреля. Экипажу предстояло выполнить процедуру криогенного перемешивания в кислородных и водородных баках. Сработал датчик, сигнализировавший о повышении уровня жидкого кислорода. Как раз в это время шла трансляция на Землю, и было решено дождаться ее окончания. Взрыв кислородного бака № 2 и выход из строя двух из трех имеющихся батарей топливных элементов оставили отсек экипажа командного модуля «Одиссей» без электроснабжения. Высадка на Луну стала невозможной, а жизнь экипажа «Аполлона-13» оказалась под угрозой.
5. Взрыв был только началом проблем. Экипаж перешел из «Одиссея» в лунный модуль «Аквариус», и было принято решение о возвращении на Землю. Однако все было не так просто. Коррекция для свободного возврата была проведена успешно, но предстоял еще сложный путь домой в условиях нехватки электричества, воды и кислорода. Лунный модуль был рассчитан на работу двух людей в течение полутора суток, но теперь он должен был обеспечивать трех человек в течение уже четырех суток.
6. Ежедневные потребности астронавтов были скорректированы не только в плане питья. Справлять малую нужду им тоже стало сложнее. Дело в том, что из-за опасений нарушить курс корабля, им категорически запретили выбрасывать мочу за борт. Вместо этого они должны были крепить ее, собранную в пластиковые пакеты, с помощью скотча к стенкам модуля.
7. В результате четырехдневного пути домой астронавты были обезвоженными и простуженными, а пилот лунного модуля Фред Хейз к тому же «заработал» почечную инфекцию. Перед посадкой на Землю астронавты собрали в модуле «Одиссей» балласт, в числе которого оказалась табличка, которую должны были установить на Луне. Ее взял на память командир Ловелл. 17 апреля экипаж приземлился в Тихом океане. Технические проблемы были изучены, и следующие астронавты уже не сталкивались с подобными трудностями. Однако кроме проблем и необходимости тщательной подготовки миссия наглядно показала возможность успешного выхода из, казалось бы, самой катастрофической ситуации, если при этом не паниковать и не терять присутствие духа.
8. Капитан корабля Джеймс Ловелл стал одним из 24 человек, летавших на Луну. В 1973 году, спустя три года после миссии «Аполлон-13», он уволился из космического агентства, перейдя в компанию Bay-Houston Towing Company, которую позже возглавил. Он также работал со скаутами, став президентом национальной ассоциации. О своем полете Ловелл позже написал книгу «Потерянная Луна: опасная миссия «Аполлона-13». Джек Свайгерт, также оставивший полеты в космос в 1973-м, занял должность исполнительного директора Комитета по науке и астронавтике в Конгрессе США. Позже он окончательно простился с NASA, уйдя в бизнес (Свайгерт стал вице-президентом International Gold and Minerals Limited), а позже – в большую политику. В 1982 году в ходе очередной избирательной кампании у Свайгерта была обнаружена злокачественная опухоль в носовом проходе. Он умер в возрасте 51 года и был похоронен на кладбище города Уит Ридж в Колорадо. Что касается Фреда Хейза, то он еще долгое время продолжал работать в NASA, приняв участие в миссии «Аполлон-14» (дублирующий состав), а затем в программе «Шаттлов». В частности, он был одним из командиров Enterprise. В 1979 году он все же покинул космическое агентство, перейдя в компанию Grumman Aerospace Corporation, где работал летчиком-испытателем вплоть до выхода на пенсию в 1996 году.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии