• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
05.10.2016
Редакция Naked Science
34 165

Филадельфийский эксперимент: между реальностью и выдумкой

2.5

Загадка Филадельфийского эксперимента живет уже более полувека. За это время перемещение в пространстве эсминца ВМС США Eldridge, якобы имевшее место в 1943 году, успело обрасти немыслимым количеством мифов, превратившись в «городскую легенду». Но имеет ли эта история реальную подоплеку, или вся она – талантливая мистификация, от начала и до конца?

uss-eldridge-philadelphia
©Wikipedia

Пропавший эсминец

Начало легенде положил астроном Моррис Джессап. Впрочем, до сих пор совершенно неясно, действительно ли этот человек был ученым: доподлинно известно лишь то, что Джессап торговал автозапчастями и увлекался уфологией. В 1955 году он опубликовал книгу «Доводы в пользу НЛО». Она не принесла автору славы, но стала одной из причин того, что жизнь Джессапа круто изменилась. 

Незадолго до публикации он получил письмо от человека, назвавшегося отставным моряком Карлосом Мигелем Альенде. В нем рассказывалось о событии ничуть не менее загадочном, чем летающие тарелки. Якобы, в 1943 году американское правительство провело на базе ВМФ в Филадельфии ряд экспериментов с участием эсминца «Элдридж». Преломляя электромагнитные волны в очень мощном поле, корабль должен был стать невидимым не только для радаров, но и просто для глаза.  Эсминец «Элдридж» (DE-173) был введен в эксплуатацию летом 1943 года. Длина судна составляла 93 м, водоизмещение – 1260 т. Считается, что на момент проведения «эксперимента» на борту находился 181 человек. С 4 января 1944 года по 9 мая 1945 года корабль выполнял боевые задачи в Средиземном море. 28 мая 1945 года он направился в акваторию Тихого океана для поддержки американского флота в войне с Японией. В 1951 году судно было передано греческому флоту и переименовано в Leon. В 1992 году эсминец списали, а в 1999 году сдали на утилизацию. 

Альенде рассказал, что после начала эксперимента эсминец окутало зеленоватое облако, и… корабль исчез. Лишь через мгновение он «материализовался» вновь со всей своей командой. Автор видел все это собственными глазами, находясь на палубе одного из кораблей, стоявших на той же базе. Он также упомянул, что эксперимент не прошел гладко: погибли несколько моряков, а некоторые сошли с ума. 

Согласно легенде, повторный эксперимент состоялся в октябре того же года. В качестве «подопытных кроликов» решили использовать другую команду. Когда генераторы включили, корабль исчез снова – иногда утверждают, он временно появился в 300 км от Норфолка, – а после отключения поля вернулся на прежнее место. 

©Alamy

Внешне все выглядело почти как в прошлый раз, но теперь испытание закончилось масштабной трагедией. В момент «перемещения» на борту находился 181 человек, и почти все они погибли или получили самые невероятные увечья. Так, 27 моряков в буквальном смысле «срослись» с кораблем, будто их замуровали в момент постройки судна. 13 членов команды умерли от ожогов и по другим причинам. После потрясшей всех трагедии правительство США отказалось от дальнейшей работы по проекту. 

Где ваши доказательства? 

Письмо Карлоса Альенде сложно воспринимать всерьез из-за бесчисленных ошибок и бессвязности изложения. Его рассказ больше похож на поток сознания. В книгах, посвященных этой легенде, письмо Альенде почти всегда печаталось в отредактированном виде, где его истории была придана хотя бы видимость ясности. 

Более того, не существует четких доказательств того, что реален сам автор письма, и что он не является плодом воображения Морриса Джессапа. Правда, за долгие десятилетия тысячи исследователей этого феномена смогли найти кое-какие свидетельства. Считается, что Карлос Мигель Альенде – псевдоним, за которым скрывался некто Карл Аллен. Аллен действительно служил на одном из транспортных судов и теоретически мог видеть какие-то испытания на базе в Филадельфии. 

Но это будет значительно позже. А тогда в военно-морское ведомство почтой прибыла книга Джессапа, те самые «Доводы в пользу НЛО», с массой всевозможных пометок. После того как уфологу предъявили книгу, он заявил, что узнает почерк – автором замечаний на полях является ни кто иной, как Карлос Альенде. После некоторых расспросов военные отпустили Морриса, который продолжил свое расследование, хотя и стал часто жаловаться на слежку и странные телефонные звонки, которые стали его тревожить. 

©Alamy

20 апреля 1959 года Джессап должен был встретиться с одним из своих друзей, чтобы поделиться свежими результатами своих поисков. Но встреча не состоялась: по официальной версии, Джессап совершил самоубийство, задохнувшись выхлопными газами в своем автомобиле. Вскрытие не проводилось, а доктора, который констатировал смерть, не сумел найти никто из последующих энтузиастов. Впрочем, самоубийство Джессапа мало у кого вызвало подозрения: в последние годы неудачи в бизнесе и личной жизни преследовали его одна за другой.  Даже если принять на веру показания «очевидцев», остается неясным, имел ли место второй эксперимент, или был проведен лишь один. Некоторые исследователи этой темы считают, что первый эксперимент был проведен 20 июля, а второй – 28 октября 1943 года. При этом в письме Карлоса Альенде говорится лишь об одном эксперименте, но автор почему-то называет разные даты его проведения. 

Эйнштейн и Тесла

Существует легенда и о том, будто к Филадельфийскому эксперименту приложил руку сам Альберт Эйнштейн – косвенным образом, разумеется. Дело в том, что в своем письме Альенде ссылался на Единую теорию поля, над которой великий ученый трудился многие годы. Хотя теория эта так до сих пор и не создана, любителей мистики это не смущает: по их мнению, Эйнштейн мог сам уничтожить свои бумаги, опасаясь, что открытие попадет в недостойные руки. 

Впрочем, некоторая доля правды в утверждениях об участии в этой истории Эйнштейна есть. Судя по некоторым документам, гениальный физик действительно сотрудничал с ВМС США в 1943-1944-х годах, хотя и нет никаких свидетельств того, что он был как-то причастен к Филадельфийскому эксперименту. 

©Alamy

Еще один великий физик, имя которого нередко связывают с пропавшим эсминцем, это Никола Тесла. Альфред Билек, утверждающий, что служил на «Элдридже», заявляет, будто Тесла лично курировал организацию эксперимента, хотя и не дожил до его проведения. Конечно, конспирологи любят связывать эти события, придавая смерти престарелого гения особый заговорщицкий смысл.  Считается, что под именем Карлоса Альенде скрывался Карл Аллен, который в 1943 году служил матросом на судне «Эндрю Фьюресет», которое находилось на базе в Филадельфии рядом с эсминцем «Элдридж». Аллен – Альенде страдал расстройством психики и рассылал письма не только Джессапу, но и многим другим уфологам. 

Эсминец «Элдридж», наши дни

Новая волна интереса к теме была вызвана фильмом «Филадельфийский эксперимент», который вышел на экраны в 1984 году. Именно после его просмотра к одному из членов команды «Элдриджа» – к Альфреду Билеку – внезапно вернулась память. Во время многочисленных интервью и пресс-конференций Билек дорисовывал к истории все новые и новые штрихи. Он заявлял, что во время эксперимента эсминец переместился не только в пространстве, но и во времени, и ненадолго оказался в 1983 году на базе Монтаук, после чего переместился обратно в Филадельфию. В другом рассказе Альфреда Билека даже присутствовали инопланетяне… Подобных свидетельств сегодня скопилось великое множество, как и немало нашлось свидетелей того «бесчеловечного опыта».

Долгие годы командование ВМС США отказывалось комментировать Филадельфийский эксперимент. Но в 1990-е годы под давлением общественности военные решили расставить все точки над «i». В свободный доступ были выложены все записи бортового журнала эсминца «Элдридж», которые, конечно, полностью опровергли историю Альенде. Достаточно сказать, что корабль… вообще никогда не был в Филадельфии. Но легенда оказалась живучей, и этот шаг лишь дал ей второе рождение: сторонники теорий заговора обвинили военных в фальсификации и принялись за поиск настоящих записей. 

©Alamy

В 1999 году произошло событие, которое должно было убедить всех раз и навсегда: собрались все оставшиеся в живых моряки, служившие в 1943 году на «Элдридже». Их оказалось пятнадцать человек, включая капитана судна, 84-летнего Билла Ван Аллена. Все они в один голос заверили публику, что никакой эксперимент с командой никто не проводил, а свидетельства Альенде являются мистификацией. Что никакого Альфреда Билека ни один из членов команды не знал. Коротко и ясно прокомментировал слухи бывший матрос, 74-летний Эд Вайз: «Думаю, что это кто-то придумал, обкурившись дури». 

Что случилось на самом деле?

Вполне возможно, что эксперименты на базе в Филадельфии действительно проводились, только никакого отношения к телепортации они не имели. В те годы инженеры активно изучали возможности «размагничивания», снижения магнитного поля корабля, чтобы сделать его невосприимчивым к магнитным морским минам, которые представляли огромную опасность. Для этого борт судна обматывали электрическими проводами, подавали на них ток – непосвященному человеку это, конечно, могло показаться очень странным. 

Впрочем, существует еще одна версия, о которой не принято распространяться. Ведь не стоит забывать, что в 1950-е годы США и СССР были втянуты в гонку вооружений. И Филадельфийский эксперимент мог быть попыткой дезинформации советского руководства. Сложно сказать, насколько эта история могла убедить ученых в СССР, но у собственной американской публики она имела ошеломляющий успех.  Из легенды о Филадельфийском эксперименте черпали свое вдохновение многие писатели и сценаристы. Первый фильм, посвященный этим событиям, вышел на экраны в 1984 году, а в 1993 году появилось продолжение картины. Самый новый фильм, затрагивающий эту тему, был снят в 2012-м. Кроме того, эксперименту посвящено множество научно-фантастических рассказов. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: