Наблюдения за магнитным полем в древности пролили свет на его поведение в будущем — Naked Science
17 августа

5.1

Международная команда ученых обнаружила, что около 7600 лет назад сила магнитного поля была даже ниже, чем сегодня. Это позволяет надеяться, что его ослабление в наши дни не приведет к серьезным последствиям.

Наблюдения за магнитным полем в древности пролили свет на его поведение в будущем / ©Getty images

Магнитное поле Земли существует благодаря процессам, которые происходят на глубине около трех тысяч километров под поверхностью планеты. Оно защищает жизнь на Земле от вредоносного воздействия космических лучей. Но магнитное поле изменчиво: меняется не только его сила, но и направление. Тем не менее ученые до сих пор мало знают о процессах, которые влияют на его поведение.

Надо сказать, что приборы для измерения силы поля изобрели всего порядка 200 лет назад. Чтобы узнать о нем подробнее, приходится изучать археологические свидетельства и геологические материалы. Исследование ученых из Национального института геофизики и вулканологии (Италия), Калифорнийского (США) и Тель-Авивского университетов (Израиль) основано на материалах раскопок в местечке Вади-Фейнане (Иордания), датированных периодом от 10 тысяч до восьми тысяч лет назад. Работа опубликована в журнале PNAS.

Свидетельства состояния магнитного поля нашли в керамических черепках и обожженных кремниевых орудиях. Анализ показал, что в определенном промежутке времени в период неолита магнитное поле стало крайне слабым (зафиксировано самое низкое значение за последние 10 тысяч лет), но восстановилось и пришло к прежним показателям за относительно короткий промежуток времени. И этот вывод, по словам ученых, важен сегодня, ведь мы как раз наблюдаем ослабление магнитного поля.

Этот факт вызывает опасение, что человечество полностью лишится защиты от вредоносного воздействия солнечной радиации. Однако новое исследование вселяет некоторую надежду, так как около 7600 лет назад сила магнитного поля была даже ниже, чем в наши дни.