07.12.2018
Редакция Naked Science

В «гендерный» эксперимент по имитации полета на Луну внесли серьезные изменения

В план эксперимента SIRIUS (Scientific International Research In Unique terrestrial Station) внесли существенные корректировки. Теперь его участники должны будут преодолеть три долговременных годовых этапа.

37481118154_64b4430e04_b

Луну вновь рассматривают в качестве ближайшей цели человечества в обозримой перспективе. Напомним, в прошлом году Дональд Трамп подписал Директиву № 1, предполагающую возвращение американцев на естественный спутник планеты. При этом США далеко не единственная страна, которая намерена высадить человека на Луну. Россия, несмотря на трудности экономического и технологического плана, тоже не отказалась от затеи, хотя и перенесла ее на неопределенный срок. Чаще всего называют 2030-е.

Узнать больше о реакции организма на длительный космический перелет призван знаменитый эксперимент SIRIUS. Это исследование проводит российский Институт медико-биологических проблем (ИМБП) при участии зарубежных партнеров. В рамках него моделируют полет смешанного экипажа на Луну. Среди участников Scientific International Research In Unique terrestrial Station — люди из разных стран. Как мужчины, так и женщины.

Ранее предполагали, что в рамках SIRIUS проведут одну краткосрочную изоляцию экипажа, одну четырехмесячную, одну восьмимесячную и одну годовую. Однако сейчас руководитель ИМБП Олег Орлов заявил, что эксперимент предполагает три годичных этапа. «Программа рассчитана таким образом: сейчас у нас четырехмесячный эксперимент, в следующем году мы планируем начать восьмимесячный. Дальше у нас пойдет три изоляции, каждая длительностью по году. Мы сначала говорили про одну, потом договорились о трех», — сказал глава института.

Напомним, в ноябре 2017 года завершилась 17-дневная часть эксперимента, имитирующего полет к Луне. Команда добровольцев состояла из равного количества мужчин и женщин — всего шесть человек. Гендерные отношения, как можно догадаться, стали одним из самых важных направлений исследования. За время его проведения ученые собрали чрезвычайно большой объем ценной информации. По данным, в ходе эксперимента никаких серьезных происшествий зафиксировано не было.

Стоит отметить, еще в конце 90-х был проведен схожий эксперимент под названием «Сфинкс». Он запомнился тем, что канадская участница Джудит Лапьер заявила о сексуальных домогательствах со стороны другого участника исследования. Очевидно, в нынешних реалиях такие инциденты могут поставить крест на дальнейших этапах нового эксперимента.

На примере более 80 тысяч взрослых и полностью привитых жителей Израиля, протестированных на SARS-CoV-2, ученые узнали, как с течением времени у них повышался риск заболеть Covid-19.

По этому показателю он опередил даже препарат от Moderna — наиболее сильный из зарубежных аналогов. Это несколько неожиданный результат, указывающий на пока неизвестные особенности влияния российской вакцины на иммунитет.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.

Ученые нашли доказательства эволюционных изменений европейцев за последние две-три тысячи лет. Они обнаружили три признака у жителей Европы, на которые действует постоянное давление естественного отбора.

Грузовое безэкипажное судно Yara Birkeland выполнило свой первый рейс. Начать использовать контейнеровоз для коммерческих целей хотят в следующем году.