Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ узнали о многозначности символа белого цвета плаща тевтонцев
Всеобщая эмблематизация, охватывающая все иерархически организованное общество, дала ученым основание назвать Средневековье «цивилизацией знака». Историк ТюмГУ пришел к выводу, что важным визуальным элементом, формирующим корпоративную идентичность в Средневековье, были орденские одеяния, подчеркивающие, прежде всего, принадлежность братии к духовенству, а белый цвет таких одежд, вероятно, был не так однозначен, как считалось ранее.
Каждому классу были присущи свои символы, посредством которых они интегрировались в иерархическую структуру общества; социальных групп без эмблем просто не существовало.
Появление в IX–XII веках дифференцирующей духовенство от мирян одежды отражало религиозные, социальные и политические установки церкви. Статья «Белый цвет в эмблематике Тевтонского ордена XIII — начала XIV вв.» историка ТюмГУ Дмитрия Байдуж вышла в Электронном научно-образовательном журнале «История».
В статье ученый говорит, что весьма важным визуальным элементом, формирующим корпоративную идентичность в Средневековье, являлись орденские одеяния, подчеркивающие, прежде всего, принадлежность братии к духовенству.
Одним из наиболее ранних сохранившихся памятников, дающих представление об одеянии орденских рыцарей середины XIII века, является надгробное изображение верховного магистра Конрада Тюрингского, изваянного в длинном плаще. Цветовую гамму орденского плаща демонстрирует витраж орденской церкви в Кёльне.
Белый цвет плаща был воспринят Тевтонским орденом, вместе с уставом, от ордена тамплиеров. Так, белый плащ был вручен магистром тамплиеров Жильбером Эрайлем возжелавшему вступить в Тевтонский орден рыцарю Генриху фон Кирхайму «как свидетельство, что все братья рыцари названного дома с этого момента должны были носить его в соответствии с положениями устава храма». Произошло это во время акта преобразования госпитального братства в рыцарский орден, в марте 1198 года.
Есть предположение, что выбор цветовой гаммы был обусловлен сугубо практическими соображениями, а именно, климатическими условиями Святой Земли и госпитальной службой. Историк ТюмГУ склоняется к мнению, что подобное предположение не обосновано и необходимо аллегорическое толкование.
Епископ Акры Яков Витрийский (ум. 1240 г.) трактует цветовую гамму облачения тамплиеров как соединение идей невинности и мученичества. Тюменский исследователь предполагает, что символический смысл, аллегорически отражаемый эмблематикой Тевтонского ордена, не всегда столь очевиден, как представляется большинству исследователей. Следует помнить, что на формирование символики духовно-рыцарских орденов оказывали влияние как идеология крестоносного движения, так и монашеский спиритуалитет. При этом даже в рамках культуры одной корпорации знак мог быть наделен целым рядом коннотаций.
Визуализация дуалистических представлений о борьбе сил добра и зла, света и тьмы отражалась в монашеских облачениях; таким образом, эмблематическое предпочтение, отданное белому цвету, служило, по мнению аббата Клерво, знаком причастности к воинству Христа.
Учитывая роль тамплиеров как войска Христова, представляется весьма вероятным восприятие ими цистерцианской концепции белого цвета как обозначения праведников, восходящей к Откровению Иоанна Богослова: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр 19:14).
Восприятие белого плаща как свидетельства чистоты и целомудрия братьев-рыцарей четко прослеживается в уставе тамплиеров. Апокалиптические представления эпохи, воплощаемые, среди прочего, в образе белого воинства, неоднократно встречаются на страницах хроник Первого крестового похода, а также в иконографии.
Таким образом, семантика белого цвета в рассматриваемый период была наделена рядом значений, ассоциируясь с идеями духовной и телесной чистоты, невинности и избранности. Она была воспринята Тевтонским орденом, наряду с иными духовно-рыцарскими корпорациями посредством принятия в качестве основы для собственного устава соответствующих норм устава тамплиеров.
Белый цвет символизировал невинность Богоматери, рост почитания культа которой приходится на XII-XIII века. Как известно, Дева Мария была официальной патронессой Тевтонского ордена. Избрание святого покровителя было продиктовано первоначальной задачей госпитального братства в Акре, то есть уходом за больными и бедными паломниками. Богоматерь отождествлялась в сознании средневекового человека с идеей милосердия.
Таким образом, тюменский историк делает вывод, что весьма скупые сведения о корпоративной эмблематике и о ее смысловой нагрузке, отраженные письменными памятниками Тевтонского ордена, тем не менее позволяют составить определенную картину.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии