18.05.2022
УрФУ
1 011

В пещере Таврида найдены челюсти крайне редкого медведя, что может указывать на то, что в Крыму жили ранние Homo

Уральские палеонтологи обнаружили в пещере Таврида нижние челюсти этрусского медведя периода раннего плейстоцена (2-1,5 миллиона лет назад). Находка крайне важная и редкая. Она свидетельствует о том, что на территории Крыма почти два миллиона лет назад скорее всего жил предок современного человека, ранний Homo.

Останки этрусского медведя / ©Анастасия Мавренкова / Пресс-служба УрФУ / Автор: Godefridus Victorinus

О находке ученые сообщили в международном журнале по палеобиологии Historical Biology. Останки этрусских медведей (предков бурого и пещерного медведей) в составе фауны крупных млекопитающих раннего плейстоцена находили в Западной Европе, в Азии, а также Северной Африке, а в России — нет. Дело в том, что в нашей стране фауна раннего плейстоцена с останками крупных наземных позвоночных животных до этого практически не были известны. Крым в этом плане является привлекательным и информативным для ученых местом.

«Наша находка, с одной стороны, расширяет географию распространения этрусского медведя в Восточной Европе, а с другой свидетельствует, что “крымский” медведь — это связующее звено между азиатскими и европейскими сородичами. С третьей стороны, помогает охарактеризовать эволюционные особенности внутри медвежьих и историческую биогеографию этого вида», – рассказывает старший научный сотрудник лабораторий естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и палеоэкологии ИЭРиЖ УрО РАН Дмитрий Гимранов.

Раскопки палеонтологи проводили в 2020–2021 годах. Останки обнаружили в приповерхностном слое отложений пещеры Таврида, в небольшой камере «Логово гиены». Исследования проводили в течение года. В результате установили особенности жизни и то, что этрусский медведь сосуществовал рядом с такими крупными хищниками, как рыси, гигантские гиены, саблезубые кошки, волки, с которыми ему пришлось конкурировать за пищевые ресурсы так же, как и, вероятно, с человеком.

Останки этрусского медведя, обнаруженного в пещере Таврида / © Анастасия Мавренкова /Пресс-служба УрФУ

«Более двух миллионов лет назад вместе с фауной того времени — антилопами, быками, слонами, гиенами, этрусскими медведями — древний человек Homo двинулся в сторону Евразии. Как правило, присутствие членов этих фаун на территориях Западной Европы коррелирует с присутствием древнего Homo. У нас в Тавриде еще не найдены останки древних людей, скорее всего, они там были, просто мы пока их не нашли. Но состав фауны пещеры Таврида – этрусский медведь, саблезубые тигры, гиены и другие крупные млекопитающие – говорит о том, что в это время по этой территории могли проходить миграционный маршруты древних людей», – рассказывает Дмитрий Гимранов.

Этрусский медведь был типичным представителем европейских фаун во время раннего появления Homo, полагают ученые. Вывод они сделали в результате сравнения находок из пещеры Таврида и ближайшей к ней точке с такой же фауной такого же возраста Дманиси (Грузия), где были найдены самые ранние евразийские останки Homo.

Останки этрусского медведя, обнаруженного в пещере Таврида / ©Анастасия Мавренкова / Пресс-служба УрФУ

Отметим, в исследовании приняли участие ученые Уральского федерального университета, Института экологии, растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, Палеонтологического института Российской академии наук, Автономного университета Барселоны. На следующем этапе работ палеонтологи планируют изучить пищевые привычки и экологические особенности этрусских медведей. Это поможет понять, как они конкурировали за пищевые ресурсы с другими крупными хищниками.

Напомним, что пещера Таврида была открыта в Крыму в 2018 году. Расположена в 15 километрах к востоку от Симферополя на Внутренней гряде Крымских гор; образовалась в отложениях палеогеновых нуммулитовых известняков. Костяной слой пещеры соответствует фауне Восточной Европы и позднему виллафранку Западной Европы (около 1,8–1,5 миллионов лет).

Таврида богата костями млекопитающих раннего плейстоцена. Так, за два сезона раскопок палеонтологи обнаружили там останки двух особей исуарской рыси (сравнительно молодой и старой), череп гигантской гиены пахикрокуты и кости других древних животных. О пещере Таврида и ее посещении нашим корреспондентом мы подробно писали здесь.

Homo — род в семействе гоминиды, который включает Homo sapiens (человек разумный) и близкие ему вымершие виды. Древнейшие представители подсемейства гоминин появились около 2,5 миллиона лет назад. Часто их называют ранние Homo, подчеркивая сходство с человеком и отличие от обезьян. Первыми среди настоящих людей были архантропы.

Отличие архантропов от современных людей разительно, поэтому многие антропологи выделяют для них особый род — питекантропы. Последним «обновлением» в роде Homo были денисовцы — люди, не являющиеся нашими непосредственными предками, останки которых найдены в Денисовой пещере на Алтае.