Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского - крупнейший вуз Нижегородской области. Основан 17 января 1916 года. За более чем столетнюю историю в Университете Лобачевского сложились крупные научно-исследовательские институты, научно-образовательное сотрудничество с Российской Академией наук. Вуз является ядром Нижегородского НОЦ "Платформа 2035". ННГУ развивает классические и инновационные научно-образовательные направления, такие как информационные технологии, биомедицина, киберпсихология и многие другие.

Мемристоры — это элементы микроэлектроники, которые кардинально увеличивают скорость обработки информации и объемы хранимых данных, принципиально меняя подходы к компьютерной архитектуре. Микросхемы нанометровых размеров могут и хранить, и обрабатывать данные, они «запоминают» пропущенный заряд, благодаря чему длительно хранят информацию независимо от напряжения. Проблема в том, что современные мемристорные устройства часто ведут себя нестабильно. Поэтому поиск материалов и структур для мемристоров с лучшими свойствами остается одним из главных направлений микро- и наноэлектроники.

В течение часа специальный сенсор и полимер для фиксации бактерий на атомно-силовом микроскопе, разработанные нижегородскими учеными, определяет чувствительность микроорганизмов к лечению антибиотиками.

Специалисты из Университета Лобачевского, НИИ ядерной физики МГУ имени М. В. Ломоносова и Московского технического университета связи и информатики разработали гибрид нейросети и квантовых вычислений, который может одновременно обрабатывать большие массивы фото- и видеоизображений, а также принимать и передавать сверхслабые сигналы в космических и астрономических исследованиях.

Нанопленки на основе силицида марганца, разработанные физиками ННГУ, преобразуют тепло в электричество. В отличие от полупроводниковых аналогов, генераторы способны работать в условиях космоса.

Разработка ученых НИИ химии Университета Лобачевского, Института металлорганической химии РАН имени Г. А. Разуваева, Российского химико-технологического университета (РХТУ) имени Д. И. Менделеева позволяет создавать высокоэффективные катализаторы для синтеза ключевого компонента современной микроэлектроники — моносилана — предшественника полупроводникового «электронного» кремния.

Сверхпластичная штамповка позволяет изготавливать металлические изделия сложной формы за несколько секунд, избегая при этом потерь материала, чего нельзя добиться методами традиционной механической обработки. Поэтому такие сплавы могут применяться в машиностроении и электротехнике.

Ученые научного центра радиологии и хирургических технологий имени А. М. Гранова, Университета ИТМО, Политехнического университета имени Петра Великого (Санкт-Петербург) и Университета Лобачевского (Нижний Новгород) начали доклинические испытания разработанной ими системы радиомаркировки микроносителей радиофармпрепаратов для лечения артритов.

На основе автоматического анализа кардиограммы цифровой сервис ученых Университета Лобачевского определяет эмоциональное состояние пациента. Ранняя диагностика позволяет профилактировать переутомление, стресс, депрессию, нервозность, агрессию, а также может использоваться при комплексном лечении психических нарушений и головной боли.

Особо прочные к ударам и истиранию материалы из порошков оксида алюминия получили ученые Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) ННГУ имени Н. И. Лобачевского с помощью метода электроимпульсного плазменного спекания. Полученные материалы могут использоваться в машиностроении, металлообработке, в оборонной промышленности при создании защитных материалов, а также при протезировании зубов и в качестве элементов интегральных микросхем.

Разработанный учеными НИИ химии Университета Лобачевского полупроводник со структурой перовскита преобразует энергию солнца в химическую, существенно упрощая очистку нефти от серосодержащих соединений, которые вредят оборудованию нефтезаводов и снижают качество нефтепродуктов.

Загрузить ещё