• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.04.2023
НИУ ВШЭ
682

В НИУ ВШЭ составили каталог волн-убийц

4.7

Волны-убийцы — это аномально большие и смертельно опасные волны. Они возникают неожиданно как в открытом море, так и на берегу, поэтому грозят всем — гигантским лайнерам, прогулочным яхтам, мореплавателям и отдыхающим на пляжах. Ученые из НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ефим Пелиновский и Екатерина Диденкулова составили каталог таких явлений в Мировом океане за 2011–2018 годы и определили, где они чаще всего возникают и наносят наибольший урон.

В НИУ ВШЭ составили каталог волн-убийц
В НИУ ВШЭ составили каталог волн-убийц / ©Getty images / Автор: Telestis Scaevinius

Подробнее — в материале IQ.HSE. Об огромных 30-метровых волнах, которые внезапно могут обрушиться на судно и потопить его, моряки рассказывали с давних пор. Но эти заявления мало кто воспринимал всерьез: морякам и рыбакам свойственно преувеличивать, да и в существование таких волн сложно поверить.

Зафиксировать явление документально удалось в 1980 году нефтяному танкеру Esso Languedoc, который шел из Дурбана в ЮАР. Спустя два года от волны-монстра пострадала самая на тот момент большая и современная нефтяная платформа Ocean Ranger. Сооружение длиной 121 метр, высотой 103 метра (как 35-этажный дом), с 20 якорями по 20 тонн было уничтожено 14 февраля 1982 года. 27-метровая стена воды выдавила окна центра управления, стабилизирующие системы вышли из строя, платформа перевернулась, все 84 рабочих погибли.

Через 13 лет атака на другую платформу — «Дропнер» в Северном море — стала исторической. Тогда, 1 января 1995 года, удар волны с амплитудой 26 метров впервые зарегистрировали с помощью приборов. Существование волн-убийц было признано научной общественностью, начались исследования.

Считалось, что 30-метровые гиганты появляются редко, раз в 10 000 лет. Однако в начале 2000-х эту теорию опровергли. Европейское космическое агентство в рамках проекта MaxWave запустило два искусственных спутника для мониторинга поверхности океана. Данные спутников поражали воображение: всего за три недели в разных районах земного шара удалось увидеть более 10 одиночных волн, высота которых превышала 25 метров.

Со временем волны-убийцы регистрировались все чаще. Естественно, возникла необходимость систематизировать данные. Свидетельства очевидцев 1498–2007 годов собрали в Национальном управлении океанических и атмосферных исследований США. В следующей работе были упорядочены события 2013 года, а в статье российских исследователей проанализированы случаи 2005-го.

Каталог по всему Мировому океану был создан для 2006–2010 годов. После этого появлялись более узкие — для конкретного года или акватории. Работу в глобальном масштабе продолжили Ефим Пелиновский и Екатерина Диденкулова, систематизировавшие случаи в Мировом океане с 2011 по 2018 год.

«Собранные данные, — рассказывает один из авторов статьи, старший научный сотрудник Лаборатории топологических методов в динамике НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Екатерина Диденкулова, — это не прямые измерения, а зачастую свидетельства очевидцев, но события полностью подходят под критерии волн-убийц: высота, внезапность и нанесение ущерба».

В составленный учеными каталог вошли 210 случаев. Все волны были разделены на глубоководные — имевшие место на глубине более 50 метров, мелководные (менее 50 метров) и прибрежные — внезапный накат на берег, смывавший людей и береговые постройки. Число волн каждый год было стабильным — от 20 до 30. Значительно чаще фиксировались прибрежные — 120 (57 процентов) за весь период.

Карта волн-убийц, 2011–2018 годы / ©Пресс-службы НИУ ВШЭ

Частые инциденты на берегу авторы исследования объясняют «большой плотностью населения в прибрежных районах и активным использованием берегов, где вероятность встречи с волной-убийцей выше, чем на глубокой воде». Но на глубокой воде люди чаще расставались с жизнью. В 2011–2018 годах на такие случаи пришлось около половины всех смертей. Всего же за этот период было зафиксировано 210 «нападений».

Каталог, основанный на свидетельствах очевидцев, а не на прямых измерениях, является приближенным, признают исследователи. Однако такая статистика проливает свет не только на особенности самого явления, но и на наиболее опасные акватории Мирового океана.
Места, где волны-убийцы возникали и наносили ущерб, ученые отметили на карте. В лидерах оказались побережья Соединенных Штатов Америки, Карибское море, Европа, Австралия и Новая Зеландия.

На некоторых территориях (например, Латинская Америка или Гренландия) в 2011–2018 годах меток нет. Основная причина — малая плотность населения и океанского трафика, поясняет Екатерина Диденкулова. «В Гренландии просто слишком мало свидетелей, люди там не отдыхают на пляжах, да и трафика почти нет, поэтому нет и разрушений. В Латинской Америке пляжей как раз много. И люди, очевидно, гибнут. Просто эта информация значительно меньше попадает в прессу, а если и попадает, то не на английском языке, на котором велся наш поиск», — отмечает она.

Среди территорий, незнакомых с волнами-убийцами, и северное побережье России, что, опять же, связано с малым трафиком судов, небольшим населением и ледяным покровом морской поверхности в зимние месяцы. Эти же факторы определяют и российскую ситуацию в целом: несмотря на обширные морские границы, столкновений с водными монстрами не так много. Как правило, волны-убийцы регистрируются в Черном и Охотском морях, у берегов Сахалина и Камчатки.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
10 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

16 мая
ИИМК РАН

Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.

10 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно