• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.11.2022
ДВФУ
514

В ДВФУ выяснили, что тихоокеанский лосось может быть источником опасных загрязняющих веществ

5.2

Ученые Передовой инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ПИШ ДВФУ) выяснили, что тихоокеанские лососи выступают в качестве потенциально опасного биотранспорта и распространяют токсиканты среди наземных животных после своей смерти. Рыбы накапливают опасные вещества из-за обитания в тихоокеанском мусорном вихре, где находится большое количество пластика.

В ДВФУ выяснили, что тихоокеанский лосось может быть источником опасных загрязняющих веществ / ©Getty images / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Исследование проводили в течение 10 лет, результаты опубликовали в престижном научном журнале Elsevier. Как сообщили в Департаменте комплексных проектов ПИШ «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем», во время нагула в океане и особенно перед нерестовой миграцией лососи накапливают запасы липидов как для энергии, так и для обеспечения развития половых клеток во время миграции.

Но вместе с липидами в организме рыб также накапливаются различные стойкие органические загрязнители (СОЗ), в том числе хлорорганические пестициды (ХОП) и полихлорированные бифенилы (ПХБ), поступающие из морской среды. СОЗ могут накапливаться до высоких уровней в органах рыб и оказывать различные негативные биологические эффекты, нарушая основные метаболические процессы, что как раз снижает репродуктивный успех.

«Мигрирующие рыбы могут выступать переносчиком, обеспечивающим биотранспорт органических загрязнителей из морских экосистем в зоны лесов и тундры. Лососи, когда приходят в реки, умирают и становятся пищей для наземных животных. И таким образом их токсиканты встраиваются в круговорот вещества и энергии.

Лаборатория, в которой проводили исследования / ©Пресс-служба ДВФУ

Многие полагают, что опасные вещества, попав в морские экосистемы, не выходят за пределы воды. А море является конечной остановкой токсикантов, но лососи показывают, что это не так», — отметил один из авторов статьи, директор Департамента комплексных проектов, исполняющий обязанности декана факультета промышленных биотехнологий и биоинженерии ПИШ ДВФУ Василий Цыганков.

За 10 лет ученые оценивали лососей в северо-западной части Тихого океана. В 2008 году поток пестицидов с лососем в различные районы Тихоокеанского побережья России варьировал от 0,52 до четырех килограммов; в 2009 году с 0,47 до 13; в 2010 году с 0,35 до 7,75 килограммов. За эти три года в бассейн Амура поступило наибольшее количество пестицидов, около 23 килограммов. А большой промысел лосося в 2009-2010 гг. обеспечил ежегодный перенос на сушу от 13 до 30 килограммов пестицидов. Таким образом, общий уровень пестицидов на каждом нерестилище увеличивался.

Но в 2011 году общее количество пестицидов составило 19,1, а в 2012–14,4 килограммов, то есть стало снижаться. Наибольшее количество токсикантов ученые обнаружили в бассейне реки Амур, на восточном побережье Камчатки и материковом побережье Охотского моря. Хоть общий уровень пестицидов на каждом нерестилище с каждым годом постепенно стал снижаться, при этом все зависит от общего количества особей лосося, пришедшего на нерест.

Отметим, что часть лососей нагуливается недалеко от Большого тихоокеанского мусорного пятна (также известный как Тихоокеанский мусорный вихрь). На этой территории находится от десятков до сотен тонн пластикового мусора и других твердых отходов, принесенных тихоокеанскими течениями. Именно там лососи «напитываются» опасными веществами.

Специалисты также подчеркнули, что объемы вылова лососей в российских водах в эти годы оставались стабильно высокими: в 2009 году — 542 000 тонн; в 2010 — 325 000 тонн; в 2011 году — 504 000 тонн; в 2012 году — 438 000 тонн; а в 2013 году почти 400 000 тонн. Эти значения эквивалентны 40–60 килограммам пестицидов, которые передаются по пищевой цепочке, а затем рассеиваются по суше.

По результатам исследования ученые пришли к выводу, что присутствие ХОП и ПХБ в морской среде неизбежно приводит к их накоплению в различных экосистемах. При этом последние замеры показали, что загрязнение прибрежных вод значительно снизилось в последние годы. По мнению специалистов, это связано с запретом на использование СОЗ в странах Северо-Западной части Тихого океана.

Также в исследовании ученые выделили два основных вектора переноса загрязняющих веществ — воздушный и биологический транспорт. Последний позволяет транспортировать на большие расстояния химически неустойчивые соединения, а также нелетучие соединения, которые могут испаряться только при очень высоких температурах. Они легко накапливаются в органах и тканях рыб. Ежегодное поступление СОЗ на нерестилища и неуклонный рост их концентраций на локальных территориях потенциально представляют экологический риск для отдельных популяций.
Научное исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Российского научного фонда.

Отметим, что наработки по исследованиям качества лососевых позволил на базе новых образовательных пространств и центра искусственного интеллекта ПИШ ДВФУ провести с помощью современных способов визуализации — «e-сенсорных» и «би-сенсорных» технологий — анализ полученных данных. Использование таких алгоритмов и анализа больших данных (Big Data) направлены на создание модели качества лососевых. Это позволит определить пределы безопасности, отбор условий наилучшего качества и выделить 1-2 биомаркера, которые могут быстро и точно охарактеризовать качество и безопасность рыбопродукции. Созданные базы данных качества и биобезопасности лососёвой продукции уже готовы к регистрации.

«Создание и регистрация баз данных, выявление биомаркеров качества и безопасности рыбопродукции позволит снизить риски и разработать комплекс превентивных мероприятий, повышавших продовольственную безопасность и конкурентоспособность российских производителей на внутренних и мировых рынках», — подчеркнула директор научно-производственной группы компаний «Арника», директор ПИШ ДВФУ Людмила Текутьева.

Партнером ПИШ ДВФУ по реализации проекта выступает высокотехнологичная компания «ДВ-Эксперт», работающая более 15 лет на дальневосточном рынке аккредитованных лабораторных испытаний и экспертиз экспортируемой и поставляемых на внутренний рынок РФ морепродуктов. Стейкхолдерами-заказчиками проекта являются индустриальные партнеры ПИШ — крупнейшие высокотехнологичные добывающие и перерабатывающие компании — «Антей», «Южморрыбфлот», «Корякморепродукт ДВ» и другие.    

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — федеральный университет во Владивостоке, основанный в 2011 году в результате объединения четырёх вузов, ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ (все три — Владивосток) и УГПИ (Уссурийск). Ведёт свою историю от Восточного института — первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

Вчера, 03:01
Татьяна

Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.

Вчера, 11:39
МАИ

В России стремительно, опережая все прогнозируемые темпы, развивается сфера пассажирских авиаперевозок. Об этом заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин на встрече с генеральным директором «Аэрофлота» Сергеем Александровским. Сегодня у российских специалистов есть целый ряд проектов, направленных на развитие отрасли. В частности, большое внимание уделяется развитию сверхзвукового авиатранспорта. Но когда его введут в эксплуатацию и насколько это безопасно? Ответы на животрепещущие вопросы дал доцент кафедры «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ Михаил Тяглик.

Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

Вчера, 03:01
Татьяна

Сейчас Япония привлекает людей со всего мира, но так было не всегда. На протяжение десяти тысяч лет архипелаг оставался изолированным от остального мира, пока туда не начали прибывать первые «мигранты» с континента. Это показал генетический анализ останков человека эпохи Яёй.

11 октября
Татьяна

В 1898 году два льва терроризировали лагерь строителей моста через реку Цаво в Кении. Хищники наведывались ночами и похищали людей из палаток. Погибли 28 человек. Людоедов застрелил британский военный Джон Генри Паттерсон, позже он передал останки в Музей естественной истории имени Филда в Чикаго. Ученые из США и Кении исследовали черепа хищников, извлекли ДНК из сохранившихся в зубах волосков и выяснили видовую принадлежность жертв.

Позавчера, 11:32
Алиса Гаджиева

Полторы тысячи лет назад климат в Северном полушарии резко изменился. В Дании так похолодало, что там стало невозможно заниматься сельским хозяйством. Авторы нового исследования считают, что именно этот период был прообразом Фимбульвинтера — зимы, предшествующей Рагнарёку.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

17 сентября
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно