Ученые обнаружили маркер загрязнения Азовского моря — Naked Science
ЮФУ

Ученые обнаружили маркер загрязнения Азовского моря

4.9

Специалисты ЮФУ и ЮНЦ РАН представили результаты исследований по устойчивости естественных популяций растений-макрофитов семейства рогозовые в аквальных экосистемах побережья Таганрогского залива Азовского моря и дельты реки Дон по отношению к локальным зонам загрязнения.

Азовское море. Вид из Космоса / ©Getty images

По словам экспертов, значение и роль прибрежно-водных растений в аквальных экосистемах трудно переоценить. Они важны для производства кислорода, круговорота питательных веществ, контроля качества воды, стабилизации донных отложений и гидроморфных почв, являются пищевым ресурсом и местом обитания для многих рыб, водных и наземных птиц и животных.

Прибрежно-водные растения используются в качестве промышленного сырья, корма для сельскохозяйственных животных и домашней птицы. Заросли прибрежных растений – мощный очистительный агент водоемов от различных органических и минеральных загрязнителей и выполняют важную фиторемедиационную функцию (живые растения и связанные с ними микроорганизмы самостоятельно очищают почву, воду и воздух).

Использование растений-макрофитов (растительных структур, приспособленных к жизни на поверхности воды) для целей биоиндикационных исследований показало высокую эффективность и позволило изучить уровень и биодоступность загрязняющих соединений из водной среды и почвы.

Работа ученых в лаборатории / ©Пресс-служба ЮФУ

Биоиндикация – это метод оценки состояния окружающей среды при помощи живых объектов. Эти объекты называются биоиндикаторами. Сотрудники Южного федерального университета и ЮНЦ РАН провели исследования прибрежно-водной растительности, и на примере семейства рогозовых выявили, что индикационными показателями состояния растений-макрофитов в условиях антропогенного загрязнения являются анатомо-физиологические процессы, специфика которых определяется особенностями произрастания растений.

С использованием методов современной электронной микроскопии ЦКП «Современная микроскопия» ученые ЮФУ установили, что параметры растений-макрофитов позволяют быстро перестраивать направленность процессов метаболизма в условиях изменения среды обитания. Эта способность может быть использована при определении экологической пластичности прибрежно-водных растений в условиях техногенной нагрузки.

«Механизмы адаптационных возможностей прибрежно-водных растений к неблагоприятным условиям среды обитания остаются еще недостаточно изученными. Анализ особенностей ультраструктурной клеточной организации растений при действии металлов — важный фактор для понимания физиологических изменений, вызванных поллютантами (загрязняющими веществами).

Итоги нашей работы носят фундаментальный характер, но вместе с тем они имеют важную прикладную направленность, позволяющую в дальнейшем использовать полученные результаты для фиторемедиационных целей очистки гидроморфных почв», — рассказала руководитель проекта по грану РНФ Татьяна Минкина, доктор биологических наук, заведующая кафедрой почвоведения и оценки земельных ресурсов Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Исследования выполнены при поддержке Российского научного фонда, грант № РНФ 20-14-00317, опубликованы в журнале Water (Q1).

Компания Northrop Grumman сообщила о первом полете беспилотного летательного аппарата Global Hawk, построенного для японцев. Всего Страна восходящего солнца должна получить три таких БПЛА.

Первый внеземной вертолет Ingenuity успешно взлетел, поднялся на три метра вверх, завис на полминуты и благополучно опустился обратно на поверхность Красной планеты. Несколько фотографий и даже одна короткая анимация, снятая марсоходом Perseverance, уже получены специалистами NASA, которые не замедлили их опубликовать.