• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
1 час назад
ПНИПУ
89

«Премиум» или обычный: пермские эксперты ответили, стоит ли переплачивать за бензин?

4.7

Сегодня на рынке представлено огромное разнообразие бензина — от стандартного до «улучшенного», с различными добавками и присадками. Реклама обещает невероятную экономию и повышение мощности двигателя, но стоит ли верить всем этим заявлениям? Эксперты Пермского Политеха рассказали, как производят топливо и есть ли у него срок годности, от чего его цвет различается в разных странах, сколько раз можно смешивать 92 и 100, чтобы это не отразилось на автомобиле, чем синтетические аналоги лучше классики, а также о том, стоит ли переплачивать за маркировку «премиум»?

Эксперты Пермского Политеха рассказали, стоит ли переплачивать за бензин / © A. C. 3tnik, Unsplash

Как нефть превращается в бензин?

Нефть — это полезное ископаемое, представляющее собой сложную смесь углеводородов (соединений водорода и углерода) с небольшим количеством других веществ. Она образуется в земной коре в течение миллионов лет из остатков древних растений и животных, используется в качестве топлива, а также является важным сырьем для производства пластмасс, химикатов и других продуктов.

Производство автомобильного топлива — это многоступенчатый процесс, в ходе которого «черное золото», добытое из недр, превращается в энергию, приводящую автомобили в движение. Первый этап — разделение. Здесь ископаемое нагревают в специальных установках, и под воздействием высокой температуры оно разделяется на отдельные компоненты — фракции. Самые легкие, такие как бензин, испаряются первыми, затем керосин, дизельное топливо и, наконец, остается густой мазут.

— Поскольку полученного бензина прямой перегонки недостаточно для удовлетворения потребностей рынка и экологическим тенденциям, используют крекинг — процесс расщепления крупных молекул нефтепродуктов на более мелкие, что позволяет увеличить выход нужной фракции. Для улучшения качества эту жидкость подвергают реформингу — процессу, в ходе которого повышается его октановое число, например, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Оно показывает стойкость бензина к детонации, т.е. взрывному сгоранию топлива, — рассказывает Дмитрий Макрушин, ассистент кафедры химических технологий Пермского Политеха.

Важно понимать, что бензин, полученный в результате крекинга, существенно отличается от того, что получается путем прямой перегонки нефти.

Потребителю поставляется смесевое топливо, которое является результатом смешивания крекинг-бензина, прямогонного, продуктов реформинга и всевозможных присадок. Цель смешивания — получить бензин с оптимальными характеристиками, соответствующими требованиям стандартов и спецификациям различных марок бензина.

Портится ли бензин со временем?

Бензин, как и любой другой продукт, имеет ограниченный срок годности, он составляет 6–12 месяцев при хранении в герметичном контейнере в прохладном и темном месте. В автомобильном баке — до шести месяцев, в специализированных резервуарах — не более трех лет, а в емкостях заглубленного типа — до пяти лет.

— О том, что топливо испортилось, могут свидетельствовать такие признаки, как потемнение, образование осадка, взвеси или смол. Резкий запах ацетона или растворителя свидетельствует о разложении углеводородов. При низкой летучести топливо плохо испаряется и не воспламеняется должным образом, — комментирует Дмитрий Макрушин.

Если хотя бы один из этих признаков выявлен, горючее лучше не заливать даже после разбавления и фильтрации. Его следует утилизировать в соответствии с экологическими нормами, например, сдать в специализированные пункты переработки. 

Желтый, розовый, бесцветный: от чего зависит оттенок топлива в разных странах?

Цвет бензина зависит от добавляемого в него красителя, а не от различий в химическом составе самой основы. Неокрашенное топливо представляет собой прозрачную или слегка желтоватую жидкость.

— Разные цвета позволяют визуально различать сорта горючего, например, с разным октановым числом, чтобы избежать ошибок при заправке. Еще окрашивание помогает выявить фальсификат или контрафактную продукцию. Кроме того, красители могут использоваться для идентификации топлива, предназначенного для определенных целей, например, для сельского хозяйства или авиации, которое может облагаться другими налогами или иметь особые требования, — поясняет эксперт Пермского Политеха Дмитрий Макрушин.

Например, в России бензин обычно бесцветный или светло-желтый (это его естественный цвет, зависящий от состава). В США и Канаде используют розовые и синие красители — особенно для авиационного и некоммерческого топлива.

92, 95 или 100: почему важно правильно подбирать бензин для двигателей?

Октановое число характеризует устойчивость бензина к детонации — неконтролируемому взрывному сгоранию топливной смеси в цилиндре мотора.

— Двигатели, рассчитанные на бензин с более высоким октановым числом, как правило, имеют повышенную степень сжатия, что позволяет улучшить мощность и экономичность автомобиля. Использование бензина с недостаточным октановым числом в таких агрегатах приводит к детонации, которая вызывает повреждение поршней, клапанов и других деталей устройства, а также снижает мощность и увеличивает расход топлива, — отмечает Ильнур Шаякбаров, заведующий учебной лабораторией, старший преподаватель кафедры «Автомобили и технологические машины» Пермского Политеха.

Двигатели, рассчитанные на бензин с низким октановым числом, устроены таким образом, чтобы не было детонации. Если в такой двигатель залить бензин с более высоким индексом, мощность и экономия топлива не увеличатся. Важно использовать бензин, соответствующий конструкции двигателя, это обеспечит его более эффективную и безопасную работу.

По словам эксперта, смешивание бензина с разным октановым числом технически возможно, однако в результате получится топливо со средним показателем, пропорциональным объемному соотношению соединяемых компонентов. Однократное комбинирование небольших объемов не нанесет существенного вреда автомобилю. В случаях, когда двигателю требуется топливо с высоким октановым числом, так поступать не стоит.

Как делают синтетический бензин и в чем его преимущества перед обычным?

Искусственное топливо получают с помощью различных технологий, которые зависят от вида исходного сырья. Это может быть природный газ, уголь или биомасса.

Производство такого топлива включает в себя различные технологические процессы, такие как газификация. Сначала сырье нагревают и превращают в «строительные блоки» — газ, состоящий из углерода и водорода. Затем его пропускают через специальные вещества, чтобы он собирался в более сложные молекулы, похожие на те, что есть в обычном бензине или дизельном топливе. Еще одним из наиболее распространенных методов является процесс Фишера-Тропша. В нем газ проходит через катализатор (специальное вещество, ускоряющее процесс), и из него получаются разные «цепочки» углеводородов, уже после этого их разделяют на разные виды топлива.

— Преимущества синтетики перед традиционным бензином многочисленны. Оно может производиться из различных источников сырья, что снижает зависимость от нефти и обеспечивает большую гибкость в поставках топлива. Как правило, оно часто имеет более высокое октановое число и более низкое содержание серы, что способствует повышению эффективности работы двигателя и снижению выбросов вредных веществ, таких как сернистый газ и твердые частицы, — поясняет Ильнур Шаякбаров.

В России такой бензин пока не получил широкого распространения в качестве основного топлива для транспорта. Однако ведется разработка и тестирование синтетического авиационного топлива, получаемого из различных видов сырья, включая газ и биомассу.

«Улучшенный» бензин — маркетинг или реальная польза?

«Премиум» или «улучшенный» бензин — это топливо, прошедшее дополнительную обработку или модификацию для повышения его эксплуатационных характеристик. Он отличается от обычного состава и свойствами.

— В него добавляются различные присадки, оптимизирующие работу двигателя. Моющие, например, детергенты и дисперсанты, очищают топливную систему от отложений, таких как нагар и лак, поддерживая чистоту форсунок и клапанов, что способствует более эффективному распылению топлива и его полному сгоранию. Антифризные добавки, представленные спиртами и эфирами, предотвращают образование кристаллов льда в топливопроводе в холодную погоду, обеспечивая бесперебойную подачу топлива.

Катализаторы горения, содержащие металлосодержащие соединения, способствуют более полному окислению, снижая выбросы опасных газов и выхлопов, антикоррозионные защищают металлические части топливной системы от ржавления, особенно в присутствии воды или кислорода, — добавляет Дмитрий Макрушин.

— Тем не менее, использование бензина премиум-класса в двигателях, не требующих высокого октанового числа, может не оказывать заметного положительного влияния на износ и срок службы. Не стоит верить мифам, что высокооктановый бензин не сделает «девятку» спортивным. Кроме того, не стоит доверять сомнительным заправочным станциям. Выбор подходящего бензина для автомобиля определяется руководством по эксплуатации транспортного средства, где производитель указывает рекомендуемое октановое число (например, АИ-92, 95 или 98), — рассказывает Ильнур Шаякбаров.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 11:15
РНФ

Ученые описали новый для науки вид пескарей из бассейна реки Урал и потому назвали его Gobio uralensis. Оказалось, что этот вид по внешним признакам (морфологии) наиболее близок к волжскому пескарю, обитающему на территории Европейской части России, а генетически — к маркакольскому, населяющему реки Казахстана и Китая. Это может говорить о том, что уральский пескарь появился в далеком прошлом в результате гибридизации европейских и азиатских линий пескарей.

Вчера, 12:57
Юлия Трепалина

После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.

Вчера, 20:59
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

11 мая
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

Позавчера, 11:02
ФизТех

Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно