• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.01.2024, 16:56
Юлия
2
26,3 тыс

Глобальное исследование раскрыло ключевые факторы школьной успеваемости

❋ 4.7

Дебаты о том, что определяет уровень интеллекта и успеваемость учащихся, не утихают десятилетиями. В новом исследовании ученые попытались прояснить этот вопрос, проанализировав данные нескольких сотен тысяч школьников более чем из 70 стран.

школьники на уроке
© Adobe Stock / Автор: Visellia Orfius

Прошлые научные работы показывали, что на учебные достижения влияет комплекс наследственных и биологических компонентов, а также факторов внешней среды. Однако по поводу роли конкретных внешних переменных мнения расходятся. Последние очень разнообразны и включают семейные условия, школьное окружение, личные установки и многое другое.

В исследовании, которое провели специалисты Норвежской школы бизнеса BI совместно с коллегами из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), рассмотрены результаты участников PISA 2018 — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment). Этот тест, проходящий раз в три года, оценивает функциональную грамотность и умения применять знания на практике у школьников в разных странах.

В 2018 году в PISA участвовали примерно 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 государств, в том числе более 7600 — из России. Школьники выполняли тесты по трем дисциплинам: чтению, математике и естественным наукам. Их результаты авторы работы, опубликованной в журнале Personality and Individual Differences, пересчитали в эквивалентные баллы коэффициента интеллекта (IQ) для более детального анализа.

В рамках PISA 2018 также проводили оценку по ряду психологических факторов. В их числе — отношение к преподавателям, уровень образования родителей, самооценка школьниками своей учебной компетентности, родительская поддержка, школьная мотивация, общая самооценка, стремление к самостоятельности и другие. О них судили по реакции школьников на специально составленные вопросы с помощью шкал, где ответы варьировались от «категорически не согласен» до «полностью согласен». Затем авторы исследования проследили связь между перечисленными факторами и баллами учащихся в тестах.

Применив метод регрессионного анализа, ученые выяснили, что сильнее всего с баллами в тестах PISA коррелировала самооценка школьниками своей учебной компетентности. То есть те участники, кто выше оценивали свои учебные способности, как правило, имели и более высокие академические результаты.

Конкретно в этом исследовании речь шла о самооценке развитости навыков чтения и интереса к книгам. Примеры утверждений, которые предлагали школьникам: «Я способен понимать сложные тексты», «Чтение — одно из моих любимых хобби».

Другой важной переменной, определявшей набранные в тестах PISA баллы, оказался уровень образования родителей, в особенности матери. Это говорит о том, что образованность матери, возможно, отражающая интеллектуальную атмосферу и значимость образования в семье, существенно влияет на успеваемость ребенка.

Интересно, что отношение школьников к учителям и оценка качества преподавания, а также общий уровень самооценки учеников не коррелировали с баллами PISA так тесно, как остальные факторы. В то же время стремление к самостоятельности, связанное с мотивацией к достижениям и сознательностью, ассоциировалось с высокими результатами в тестах.

Хотя авторы использовали обширную выборку и попытались объединить разные переменные, влияющие на школьную успеваемость, исследование не лишено ограничений. Одно из них — опора на данные со слов участников, из-за которой возникает риск погрешностей. Кроме того, анализ не учел многие важные факторы, такие как тип и размер школ, фактическая компетентность и опыт учителей, а также личные детали жизни учеников, включая наличие братьев и сестер или факт смены школы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
15 декабря, 08:10
Любовь С.

В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.

15 декабря, 11:02
Игорь Байдов

Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.

13 декабря, 14:51
Игорь Байдов

На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.

15 декабря, 08:10
Любовь С.

В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.

12 декабря, 13:48
Игорь Байдов

У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.

15 декабря, 11:02
Игорь Байдов

Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
John Smith
23.01.2024
-
2
+
"сильнее всего с баллами в тестах PISA коррелировала самооценка школьниками своей учебной компетентности" В смысле и без специалистов Норвежкой школы бизнеса школьники были в состоянии правильно определить свои способности... Это по сути признание своей бесполезности
-
0
+
"То есть те участники, кто выше оценивали свои учебные способности, как правило, имели и более высокие академические результаты." -??? А не наоборот? Если у ребёнка более высокие академические результаты, то он естественно высоко оценивает свои способности! Ну и учёные.... 😂
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно