• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.02.2021
СПбГУ
1 870

Психологи СПбГУ проследили механизм выделения главных признаков понятий и его связь с речью

4.4

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.

Руководитель исследования, доцент кафедры общей психологии и сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Ольга Щербакова / ©Пресс-служба СПбГУ / Автор: Cloelia Andronicus

Статья о работе психологов опубликована в журнале «Психологические исследования». Благодаря существованию речи человеческое мышление может функционировать с помощью абстрактных знаков. Словесные конструкции разной степени абстрактности позволяют картине мира одного человека стабилизироваться и синхронизироваться с картиной мира другого. Это дает людям возможность совместно принимать решения и выполнять разнообразные задачи.

При этом образные структуры по-прежнему присутствуют в нашем мышлении на правах альтернативного «языка», позволяющего собирать с помощью слов воедино разобранные компоненты мысли. Другими словами, мышление осуществляется на двух «языках»: словесно-логическом и образном. Первый — больше про операции анализа, второй — синтеза. Полноценный перевод с одного «языка» на другой, без потерь содержательно важных единиц мысли важен для успешного и продуктивного мышления.

«В основе нашего исследования лежал вопрос — как работа словесно-логического языка влияет на точность создаваемого мышлением образа, — рассказывает один из авторов исследования, аспирант кафедры общей психологии СПбГУ Надежда Новиковская. — В качестве стимульного материала мы использовали конкретные и абстрактные понятия.

Считается, что абстрактные понятия в большей степени представлены “обескровленными” словами и знаками языка, а конкретные — элементами сенсорного и моторного опыта человека. Например, нам легко актуализировать в сознании понятие “ёжик”, вспоминая маленького колючего зверька, фыркающего в кустах на даче. Гораздо сложнее дела обстоят с каким-нибудь абстрактным понятием — таким как, например, “решение”».

Психологи просили респондентов вербализовать значение нескольких заранее отобранных понятий, написав к ним короткие эссе или дав им письменные определения. Процедура должна была активировать словесно-логический «язык» мышления. Для того чтобы активировать образный «язык», они просили участников изображать понятия с помощью пиктограмм (знаков, отображающих важнейшие узнаваемые черты предмета). Участники были разделены на несколько групп, различающихся порядком выполнения заданий: пиктографирование и написание определения или эссе.

С помощью многоступенчатой процедуры экспертизы психологи выделили ключевые признаки стимульных понятий. Например, для понятия «влиять» ключевыми признаками стали следующие: первый — наличие двух автономных участников процесса, которых связывает второй признак — воздействие одного участника на другого, а причиной изменений в одном участнике являются изменения в другом — это третий признак.

Далее авторы исследования анализировали, какие из этих признаков присутствуют в рисунках и текстах испытуемых. Они предполагали, что написание текста поможет активировать необходимые признаки, что, в свою очередь, позволит участникам нарисовать более полные и точные пиктограммы. «Оказалось, что вербализация не улучшает качество изображений, а пиктографирование не помогает написанию более точных текстов.

Однако, если мышление “плодотворно поработало” на одном “языке”, то с большой вероятностью с другим “языком” история повторится. Это означает, что высокий уровень понимания предполагает тесное сотрудничество словесных и образных компонентов интеллектуальной деятельности. Вывод: если хотите развить что-то одно, развивайте все вместе», — отмечает Надежда Новиковская.

Вербализовать понятия испытуемым в среднем оказалось проще, чем изображать их графически, при том что их не просили рисовать красивые картинки — нужно было лишь отобразить важные со смысловой точки зрения признаки. По мнению автора исследования, это может объясняться тем, что мы живем в эпоху «мемов» и «сторис» и привыкли обрабатывать готовый визуальный контент. При этом создание собственного контента превратилось в сложную и непривычную для большинства задачу.

©Пресс-служба СПбГУ

По словам руководителя исследования, доцента кафедры общей психологии и сотрудника лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Ольги Щербаковой, на первом рисунке понятие «влиять» проиллюстрировано с помощью конкретного примера, ограниченного социально-психологическим контекстом. В данном случае передана идея отношений «доминирование-подчинение», но более общее по отношению к ней понятие влияния остается не раскрытым за счет преимущественной ориентации автора на частные признаки.

©Пресс-служба СПбГУ

На втором рисунке понятие «влиять» представлено иначе. С помощью экономичных графических средств передана основная с точки зрения содержания идея: изменение одного объекта в результате воздействия на него другого. «Важно помнить, что оживить образные компоненты мышления помогает чтение длинных текстов и фантазирование с опорой на объект», — советует психолог.

Неожиданностью для исследователей стало то, что люди лучше понимают смысл абстрактных понятий, чем конкретных, несмотря на то, что последние, на первый взгляд, кажутся более простыми и интуитивно ясными. По мнению ученых, вполне вероятно, что конкретные понятия настолько сильно «прилипли» к бытовым контекстам, что мысленно отделить их от привычных ситуаций использования, чтобы пристально проанализировать содержание, становится сложно.

Другими словами, мы легко оперируем конкретными понятиями в повседневной жизни, употребляя их автоматически и не слишком задумываясь об их значении. В результате выделить важные признаки этих понятий оказывается нелегко. Часто это выражается в том, что люди графически изображают или описывают словами какой-нибудь один, не самый значимый признак понятия или используют стереотип, не понимая его значения.

«Абстрактные понятия “живут” среди себе подобных, их активация связана с работой мышления на более высоких уровнях обобщения, поэтому их понимание происходит более эффективно. Можно предположить, что попытка нашего мышления экономить ресурс, используя один и тот же ментальный шаблон для представления привычных вещей, приводит к тому, что значимые признаки понятий иногда теряются, — объясняет Ольга Щербакова.

— Вывод, с которым согласятся многие практикующие психологи: ошибки, мешающие нам жить, прячутся в наших самых привычных и знакомых мыслях. А выражение “увидеть в новом свете” — на самом деле про то, что смена контекста помогает нам обнаружить нечто важное, чего мы раньше не замечали».

Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности для развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых. Продолжение работы авторы видят в качественном анализе стратегий пиктографирования понятий разной степени обобщенности и изучении нейрокогнитивных основ функционирования индивидуальной понятийной системы. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19- 313-51016.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки, образования и культуры в России.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 10:00
ПНИПУ

Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.

Позавчера, 20:04
Юлия Трепалина

Современные млекопитающие небольшого размера вроде крыс и других грызунов быстро созревают, спариваются, чтобы оставить потомство, и довольно скоро умирают. Однако так было не всегда. Анализ окаменелых останков вымерших млекопитающих под названием Krusatodon kirtlingtonensis показал, что эти мышеподобные существа жили дольше и взрослели медленнее, чем близкие к ним современные потомки.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно