Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка
18.11.2019
11 минут
ТюмГУ
1198

Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка

Педагоги из Тюмени, Екатеринбурга и Петропавловска разработали методику освоения китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства. А еще выяснилось, что музыка помогает освоить не только русский, но и любой другой язык.

Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка / ©www.hillsdale.edu

Методика прошла апробацию в течение года и показала, что эффективна для преодоления фонетических трудностей. В частности, ударения в русских словах стали правильно ставить 70 процентов китайских студентов, четко произносить гласные звуки – 90 процентов, звук «р» – 45, «ш» и «ч» – 67 процентов обучающихся. 

«Акцент в нашей методике на музыку не случаен — профиль «музыкальное образование» является очень востребованным китайскими студентами. В их стране, несмотря на широкое распространение западноевропейской и американской музыкальной педагогики, высоко ценят традиции российского музыкального образования. Кроме того, как отмечают представители китайского педагогического сообщества, уровень общей музыкальной культуры учителей музыки в КНР остается невысоки. В некоторой степени потому, что музыкально-педагогические концепции сегодня находятся в стадии становления», — рассказала заведующая кафедрой искусств Тюменского государственного университета Оксана Овсянникова.

Исследователи увидели, что работа в ансамбле смягчает психологический барьер – студенты получают возможность экспериментировать со стилями общения, осваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. Главенствующим в ансамблевом исполнительстве является слуховой компонент – вначале человек осознает артикуляционные движения в единстве с их звуковыми образами (акустической нормой), затем работает над формированием навыков произношения. Такая организация занятий позволяет педагогу услышать каждого участника ансамбля и откорректировать произношение.

Как пояснила Оксана Овсянникова, китайским студентам легче осваивать русский язык в коллективной деятельности, а не индивидуально. Это связано с особенностями китайской культуры. В процессе исследования педагоги определили методы обучения (повтор, контраст, подпевание, пластическое интонирование, визуальное восприятие, подхватывание), а также особенности построения занятий. Сюда вошли артикуляционная разминка, отрабатывание скороговорок, попевок и повторение сложных для произношения фрагментов песен, речевой хор и голосовые игры типа «эхо».

В работе использовались такие песни, как «Катюша», «Подмосковные вечера», «Казачья», «Расплетала косы русые береза», «Свердловский вальс» и другие. К примеру, над правильным звукообразованием звуков «д» и «т» работали с помощью кантаты петровских времен «Славны были наши деды». Все это способствовало приобщению иностранных студентов к русской музыкальной культуре. Методику апробировали в Уральском государственном педагогическом университете.

При этом, специалисты уверены, что занятия музыкой облегчают обучение не только русскому языку, но и любому другому. Как говорит Оксана Овсянникова, музыкальное искусство является достаточно эффективным средством изучения иностранного языка, так как музыкальная, и обычная речь имеют много общего: произнесение гласных и согласных звуков, интонационную основу (повышение, понижение интонации), выражение эмоций и так далее. Главное отличие проявляется лишь в звуковысотной точности музыкальной речи. Как правило, люди, занимающиеся музыкой, имеющие хороший музыкальный слух, увлекающиеся вокально-хоровым пением, наиболее эффективно осваивают и иностранный язык, каким бы он ни был.

«В разговоре с аспирантом из Бельгии, изучающим иностранные языки, я спросила, сколько и какие языки он знает, — рассказывает Оксана Овсянникова. — Молодой человек ответил, что знает семь языков, среди которых самый сложный – китайский. Тогда я уточнила, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте, увлекается ли музыкой — он сказал, что играет на гитаре. И я понимаю, почему ему удалось освоить столь сложный язык. Ведь, чтобы правильно произносить звуки китайского языка, необходимо слышать тоны и различать их, а это доступно лишь человеку с хорошо развитым музыкальным слухом. Важно отметить, что сам китайский язык достаточно музыкален и требует соответствующего произношения от человека, который его изучает».

Если же говорить о специфике обучения студентов-музыкантов, то сам процесс вокально-хоровой деятельности предполагает естественное изучение различных иностранных языков при исполнении музыкальных произведений других народов, национальностей, стран, при знакомстве с другими музыкальными культурами. Так, при исполнении католической мессы, студенты учатся петь на латинском языке.

Осваивая горизонты оперной хоровой западноевропейской музыки, они «изучают» итальянский, немецкий, французский и другие языки. Знакомясь с народным хоровым творчеством, они получают возможность исполнить произведение на украинском, татарском, сербском языках. Сама специфика вокально-хоровой деятельности расширяет языковую сферу будущих музыкантов, развивает слуховой контроль, учит «слушать и слышать», ведь без умения слушать иностранную речь обучение иностранному языку неэффективно.

При этом еще один важный плюс обучения иностранному языку в процессе вокально-хоровой деятельности – это ее групповой характер, который позволяет снять психологический барьер при изучении и произношении незнакомого языка. Ведь зачастую именно этот барьер не позволяет человеку за границей заговорить с иностранцем на его родном языке («а вдруг что-то не так произнесу»).

В хоре и ансамбле барьер снимается, создается благоприятная эмоциональная (так как исполняется красивая музыка) и психологическая («вместе не страшно») обстановка. Поэтому в хоре и вокально-хоровом ансамбле возможно изучение любого иностранного языка, в том числе и российскими студентами. Этот процесс может быть основным, как у музыкантов или сопутствующим, дополнительным, как у лингвистов. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
ТюмГУ
72 статей
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вчера, 15:32
4 минуты
Полина Гершберг

Периваскулярная жировая ткань вокруг сосудов не только накапливает липиды, но и непосредственно влияет на релаксацию сосудистых тканей.

Вчера, 15:32
17 минут
Александр Березин

На борту круизного лайнера Diamond Princess в феврале 2020 года случился настоящий разгул эпидемии Covid-19. Судно поместили на карантин, во время которого по идее пассажиры должны были отсиживаться по каютам. Несмотря на это, каждый шестой там заболел. За пределами Китая нигде больше нет такого числа заразившихся — ни в одной стране. Стали говорить, что этот корабль — прообраз будущей эпидемии коронавируса по всей планете. Мол, раз тут карантин не помог, значит, не сдержит болезнь и в мировом масштабе. На самом деле, задолго до коронавируса путешествия на круизных лайнерах стали называть «плаванием к болезни». Предположительно роскошное времяпрепровождение часто оборачивалось инфекцией и до коронавируса. Не приходится удивляться, что новому вирусу пришлись по вкусу именно круизные лайнеры. Почему так — рассказываем ниже.

Вчера, 12:20
4 минуты
НИТУ «МИСиС»

Коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» провел комплексную оценку влияния нано- и микродобавок алюминия, бора, цинка, никеля, меди и молибдена на скорость горения твердого топлива, содержащего алюминиевые порошки. Эксперимент показал, что наиболее эффективными добавками являются наночастицы меди. Добавление ее в топливо позволит увеличить скорость ракет в пять раз.

17 февраля
5 минут
Мария Азарова

По мнению исследователей, мидии погибли вследствие «теплового стресса», вызванного повышением температуры океана.

18 февраля
8 минут
Полина Гершберг

Один из наиболее полезных режимов питания оказался хорош с неожиданной стороны: выяснилось, что он способствует развитию кишечных бактерий, связанных с улучшением качества жизни пожилых людей.

19 февраля
4 минуты
Сергей Васильев

В галактике Маркарян 231, расположенной в полумиллиарде световых лет от нас, нашли облака молекулярного кислорода — впервые где-либо вне Млечного Пути.

11 февраля
4 минуты
Сергей Васильев

Экспериментальные данные указали на виды физических нагрузок, которые стимулируют нейропластичность мозга.

28 января
25 минут
Александр Березин

Недавняя научная работа предрекла серьезную эпидемию коронавируса 2019-nCoV. Согласно ей, 95% зараженных еще не зарегистрированы властями, а значит, через пару недель в одной Ухани будут сотни тысяч заболевших. При наблюдаемой смертности от вируса в 2,36% — это многие тысячи погибших. На самом деле, новая работа скорее «ловит хайп» или, если угодно, пытается держать мир настороже, чем описывает реальную эпидемию. Последние данные по заразности коронавируса показывают: он действительно неблестяще передается от человека к человеку. Для эпидемии в Китае этого достаточно, но большое число жертв за пределами этой страны маловероятно. Выясняем почему.

28 января
3 минуты
Полина Гершберг

Ученые создали информационную панель, показывающую распространение китайского коронавируса по миру в режиме реального времени. Данные вносятся из подтвержденных источников — это поможет бороться с дезинформацией.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: