Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка — Naked Science
11 минут
ТюмГУ

Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка

Педагоги из Тюмени, Екатеринбурга и Петропавловска разработали методику освоения китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства. А еще выяснилось, что музыка помогает освоить не только русский, но и любой другой язык.

Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка / ©www.hillsdale.edu

Методика прошла апробацию в течение года и показала, что эффективна для преодоления фонетических трудностей. В частности, ударения в русских словах стали правильно ставить 70 процентов китайских студентов, четко произносить гласные звуки – 90 процентов, звук «р» – 45, «ш» и «ч» – 67 процентов обучающихся. 

«Акцент в нашей методике на музыку не случаен — профиль «музыкальное образование» является очень востребованным китайскими студентами. В их стране, несмотря на широкое распространение западноевропейской и американской музыкальной педагогики, высоко ценят традиции российского музыкального образования. Кроме того, как отмечают представители китайского педагогического сообщества, уровень общей музыкальной культуры учителей музыки в КНР остается невысоки. В некоторой степени потому, что музыкально-педагогические концепции сегодня находятся в стадии становления», – рассказала заведующая кафедрой искусств Тюменского государственного университета Оксана Овсянникова.

Исследователи увидели, что работа в ансамбле смягчает психологический барьер – студенты получают возможность экспериментировать со стилями общения, осваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. Главенствующим в ансамблевом исполнительстве является слуховой компонент – вначале человек осознает артикуляционные движения в единстве с их звуковыми образами (акустической нормой), затем работает над формированием навыков произношения. Такая организация занятий позволяет педагогу услышать каждого участника ансамбля и откорректировать произношение.

Как пояснила Оксана Овсянникова, китайским студентам легче осваивать русский язык в коллективной деятельности, а не индивидуально. Это связано с особенностями китайской культуры. В процессе исследования педагоги определили методы обучения (повтор, контраст, подпевание, пластическое интонирование, визуальное восприятие, подхватывание), а также особенности построения занятий. Сюда вошли артикуляционная разминка, отрабатывание скороговорок, попевок и повторение сложных для произношения фрагментов песен, речевой хор и голосовые игры типа «эхо».

В работе использовались такие песни, как «Катюша», «Подмосковные вечера», «Казачья», «Расплетала косы русые береза», «Свердловский вальс» и другие. К примеру, над правильным звукообразованием звуков «д» и «т» работали с помощью кантаты петровских времен «Славны были наши деды». Все это способствовало приобщению иностранных студентов к русской музыкальной культуре. Методику апробировали в Уральском государственном педагогическом университете.

При этом, специалисты уверены, что занятия музыкой облегчают обучение не только русскому языку, но и любому другому. Как говорит Оксана Овсянникова, музыкальное искусство является достаточно эффективным средством изучения иностранного языка, так как музыкальная, и обычная речь имеют много общего: произнесение гласных и согласных звуков, интонационную основу (повышение, понижение интонации), выражение эмоций и так далее. Главное отличие проявляется лишь в звуковысотной точности музыкальной речи. Как правило, люди, занимающиеся музыкой, имеющие хороший музыкальный слух, увлекающиеся вокально-хоровым пением, наиболее эффективно осваивают и иностранный язык, каким бы он ни был.

«В разговоре с аспирантом из Бельгии, изучающим иностранные языки, я спросила, сколько и какие языки он знает, – рассказывает Оксана Овсянникова. – Молодой человек ответил, что знает семь языков, среди которых самый сложный – китайский. Тогда я уточнила, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте, увлекается ли музыкой — он сказал, что играет на гитаре. И я понимаю, почему ему удалось освоить столь сложный язык. Ведь, чтобы правильно произносить звуки китайского языка, необходимо слышать тоны и различать их, а это доступно лишь человеку с хорошо развитым музыкальным слухом. Важно отметить, что сам китайский язык достаточно музыкален и требует соответствующего произношения от человека, который его изучает».

Если же говорить о специфике обучения студентов-музыкантов, то сам процесс вокально-хоровой деятельности предполагает естественное изучение различных иностранных языков при исполнении музыкальных произведений других народов, национальностей, стран, при знакомстве с другими музыкальными культурами. Так, при исполнении католической мессы, студенты учатся петь на латинском языке.

Осваивая горизонты оперной хоровой западноевропейской музыки, они «изучают» итальянский, немецкий, французский и другие языки. Знакомясь с народным хоровым творчеством, они получают возможность исполнить произведение на украинском, татарском, сербском языках. Сама специфика вокально-хоровой деятельности расширяет языковую сферу будущих музыкантов, развивает слуховой контроль, учит «слушать и слышать», ведь без умения слушать иностранную речь обучение иностранному языку неэффективно.

При этом еще один важный плюс обучения иностранному языку в процессе вокально-хоровой деятельности – это ее групповой характер, который позволяет снять психологический барьер при изучении и произношении незнакомого языка. Ведь зачастую именно этот барьер не позволяет человеку за границей заговорить с иностранцем на его родном языке («а вдруг что-то не так произнесу»).

В хоре и ансамбле барьер снимается, создается благоприятная эмоциональная (так как исполняется красивая музыка) и психологическая («вместе не страшно») обстановка. Поэтому в хоре и вокально-хоровом ансамбле возможно изучение любого иностранного языка, в том числе и российскими студентами. Этот процесс может быть основным, как у музыкантов или сопутствующим, дополнительным, как у лингвистов. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
10 часов назад
9 минут
Мария Азарова

На фоне новостей о введении обязательной вакцинации для некоторых категорий жителей российских регионов встает логичный вопрос, а какой вакциной все же прививаться. И если о разработанном в Центре Гамалеи «Спутнике-V» в последние месяцы мы слышали многое, то по второму российскому препарату — «ЭпиВакКороне» — в международном научном журнале не публиковали и окончательных результатов исследований. Сегодня директор центра «Вектор» рассказал некоторые подробности о своей вакцине.

Позавчера, 16:11
3 минуты
Ольга Иванова

Специалисты из США провели исследование и узнали, что навязчивая мелодия, которая «застревает» в голове, выполняет важную функцию для мозга.

Вчера, 15:59
10 минут
СПбГУ

Медитация, как одна из разновидностей ментального тренинга — не лучший способ развить творческие способности, в частности когнитивную гибкость. К такому выводу пришли психологи СПбГУ — они продемонстрировали это на примере создания метафор.

12 июня
58 минут
Николай Цыгикало

Грохот уходящих в космос ракет, гигантские столбы огня, колоссальная сила, превосходящая силу тяжести. Форсажный рев боевых самолетов. Самое громкое и мощное силовое устройство человека. Все это — канал особой формы и особых свойств, радикально изменивший человечество. В чем его суть и как происходит трудное рождение сверхзвука — читайте в нашем материале.

15 июня
4 минуты
Сергей Васильев

Галактические нити крупномасштабной структуры Вселенной тянутся на сотни миллионов световых лет — и, как оказалось, вращаются, увлекая в движение все свои галактики.

12 июня
9 минут
Василий Парфенов

Российские эпидемиологи считают, что в столице могла появиться своя разновидность вируса SARS-CoV-2. Кроме того, по мнению специалистов Центра имени Гамалеи, сейчас важным является индийский штамм коронавируса. По отношению к нему активность сывороток у вакцинированных и переболевших Covid-19 снижена в 2-3 раза.

24 мая
23 минуты
Ольга Иванова

«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.

9 июня
4 минуты
Ольга Иванова

Международная команда исследователей изучила геологию и условия существования самого большого моря в истории планеты — Паратетиса.

27 мая
51 минута
Александр Березин

Хотя в прессе много пишут об исключительно редких «побочках» от вакцин, практика показывает, что бояться надо совсем другого. Самым страшным врагом привитого остается... коронавирус. Даже после вакцин Pfizer или Moderna от него иногда умирают — и подобных случаев уже сотни. Разумеется, среди непривитых таких на порядки больше, но погибшим и членам их семей от этого не легче. Еще хуже то, что две из трех российских вакцин, похоже, защищают от ковида намного слабее Pfizer и Moderna. Это довольно странно с учетом того, что третий российский препарат в этом плане не уступает западным аналогам. Почему российские власти финансируют миллионные тиражи слабой вакцины, имея в распоряжении вполне полноценную?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: