Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка
Педагоги из Тюмени, Екатеринбурга и Петропавловска разработали методику освоения китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства. А еще выяснилось, что музыка помогает освоить не только русский, но и любой другой язык.
Методика прошла апробацию в течение года и показала, что эффективна для преодоления фонетических трудностей. В частности, ударения в русских словах стали правильно ставить 70 процентов китайских студентов, четко произносить гласные звуки – 90 процентов, звук «р» – 45, «ш» и «ч» – 67 процентов обучающихся.
«Акцент в нашей методике на музыку не случаен — профиль «музыкальное образование» является очень востребованным китайскими студентами. В их стране, несмотря на широкое распространение западноевропейской и американской музыкальной педагогики, высоко ценят традиции российского музыкального образования. Кроме того, как отмечают представители китайского педагогического сообщества, уровень общей музыкальной культуры учителей музыки в КНР остается невысоки. В некоторой степени потому, что музыкально-педагогические концепции сегодня находятся в стадии становления», — рассказала заведующая кафедрой искусств Тюменского государственного университета Оксана Овсянникова.
Исследователи увидели, что работа в ансамбле смягчает психологический барьер – студенты получают возможность экспериментировать со стилями общения, осваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. Главенствующим в ансамблевом исполнительстве является слуховой компонент – вначале человек осознает артикуляционные движения в единстве с их звуковыми образами (акустической нормой), затем работает над формированием навыков произношения. Такая организация занятий позволяет педагогу услышать каждого участника ансамбля и откорректировать произношение.
Как пояснила Оксана Овсянникова, китайским студентам легче осваивать русский язык в коллективной деятельности, а не индивидуально. Это связано с особенностями китайской культуры. В процессе исследования педагоги определили методы обучения (повтор, контраст, подпевание, пластическое интонирование, визуальное восприятие, подхватывание), а также особенности построения занятий. Сюда вошли артикуляционная разминка, отрабатывание скороговорок, попевок и повторение сложных для произношения фрагментов песен, речевой хор и голосовые игры типа «эхо».
В работе использовались такие песни, как «Катюша», «Подмосковные вечера», «Казачья», «Расплетала косы русые береза», «Свердловский вальс» и другие. К примеру, над правильным звукообразованием звуков «д» и «т» работали с помощью кантаты петровских времен «Славны были наши деды». Все это способствовало приобщению иностранных студентов к русской музыкальной культуре. Методику апробировали в Уральском государственном педагогическом университете.
При этом, специалисты уверены, что занятия музыкой облегчают обучение не только русскому языку, но и любому другому. Как говорит Оксана Овсянникова, музыкальное искусство является достаточно эффективным средством изучения иностранного языка, так как музыкальная, и обычная речь имеют много общего: произнесение гласных и согласных звуков, интонационную основу (повышение, понижение интонации), выражение эмоций и так далее. Главное отличие проявляется лишь в звуковысотной точности музыкальной речи. Как правило, люди, занимающиеся музыкой, имеющие хороший музыкальный слух, увлекающиеся вокально-хоровым пением, наиболее эффективно осваивают и иностранный язык, каким бы он ни был.
«В разговоре с аспирантом из Бельгии, изучающим иностранные языки, я спросила, сколько и какие языки он знает, — рассказывает Оксана Овсянникова. — Молодой человек ответил, что знает семь языков, среди которых самый сложный – китайский. Тогда я уточнила, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте, увлекается ли музыкой — он сказал, что играет на гитаре. И я понимаю, почему ему удалось освоить столь сложный язык. Ведь, чтобы правильно произносить звуки китайского языка, необходимо слышать тоны и различать их, а это доступно лишь человеку с хорошо развитым музыкальным слухом. Важно отметить, что сам китайский язык достаточно музыкален и требует соответствующего произношения от человека, который его изучает».
Если же говорить о специфике обучения студентов-музыкантов, то сам процесс вокально-хоровой деятельности предполагает естественное изучение различных иностранных языков при исполнении музыкальных произведений других народов, национальностей, стран, при знакомстве с другими музыкальными культурами. Так, при исполнении католической мессы, студенты учатся петь на латинском языке.
Осваивая горизонты оперной хоровой западноевропейской музыки, они «изучают» итальянский, немецкий, французский и другие языки. Знакомясь с народным хоровым творчеством, они получают возможность исполнить произведение на украинском, татарском, сербском языках. Сама специфика вокально-хоровой деятельности расширяет языковую сферу будущих музыкантов, развивает слуховой контроль, учит «слушать и слышать», ведь без умения слушать иностранную речь обучение иностранному языку неэффективно.
При этом еще один важный плюс обучения иностранному языку в процессе вокально-хоровой деятельности – это ее групповой характер, который позволяет снять психологический барьер при изучении и произношении незнакомого языка. Ведь зачастую именно этот барьер не позволяет человеку за границей заговорить с иностранцем на его родном языке («а вдруг что-то не так произнесу»).
В хоре и ансамбле барьер снимается, создается благоприятная эмоциональная (так как исполняется красивая музыка) и психологическая («вместе не страшно») обстановка. Поэтому в хоре и вокально-хоровом ансамбле возможно изучение любого иностранного языка, в том числе и российскими студентами. Этот процесс может быть основным, как у музыкантов или сопутствующим, дополнительным, как у лингвистов.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
