Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Хор может стать эффективным инструментом для изучения русского языка
Педагоги из Тюмени, Екатеринбурга и Петропавловска разработали методику освоения китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства. А еще выяснилось, что музыка помогает освоить не только русский, но и любой другой язык.
Методика прошла апробацию в течение года и показала, что эффективна для преодоления фонетических трудностей. В частности, ударения в русских словах стали правильно ставить 70 процентов китайских студентов, четко произносить гласные звуки – 90 процентов, звук «р» – 45, «ш» и «ч» – 67 процентов обучающихся.
«Акцент в нашей методике на музыку не случаен — профиль «музыкальное образование» является очень востребованным китайскими студентами. В их стране, несмотря на широкое распространение западноевропейской и американской музыкальной педагогики, высоко ценят традиции российского музыкального образования. Кроме того, как отмечают представители китайского педагогического сообщества, уровень общей музыкальной культуры учителей музыки в КНР остается невысоки. В некоторой степени потому, что музыкально-педагогические концепции сегодня находятся в стадии становления», – рассказала заведующая кафедрой искусств Тюменского государственного университета Оксана Овсянникова.
Исследователи увидели, что работа в ансамбле смягчает психологический барьер – студенты получают возможность экспериментировать со стилями общения, осваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки. Главенствующим в ансамблевом исполнительстве является слуховой компонент – вначале человек осознает артикуляционные движения в единстве с их звуковыми образами (акустической нормой), затем работает над формированием навыков произношения. Такая организация занятий позволяет педагогу услышать каждого участника ансамбля и откорректировать произношение.
Как пояснила Оксана Овсянникова, китайским студентам легче осваивать русский язык в коллективной деятельности, а не индивидуально. Это связано с особенностями китайской культуры. В процессе исследования педагоги определили методы обучения (повтор, контраст, подпевание, пластическое интонирование, визуальное восприятие, подхватывание), а также особенности построения занятий. Сюда вошли артикуляционная разминка, отрабатывание скороговорок, попевок и повторение сложных для произношения фрагментов песен, речевой хор и голосовые игры типа «эхо».
В работе использовались такие песни, как «Катюша», «Подмосковные вечера», «Казачья», «Расплетала косы русые береза», «Свердловский вальс» и другие. К примеру, над правильным звукообразованием звуков «д» и «т» работали с помощью кантаты петровских времен «Славны были наши деды». Все это способствовало приобщению иностранных студентов к русской музыкальной культуре. Методику апробировали в Уральском государственном педагогическом университете.
При этом, специалисты уверены, что занятия музыкой облегчают обучение не только русскому языку, но и любому другому. Как говорит Оксана Овсянникова, музыкальное искусство является достаточно эффективным средством изучения иностранного языка, так как музыкальная, и обычная речь имеют много общего: произнесение гласных и согласных звуков, интонационную основу (повышение, понижение интонации), выражение эмоций и так далее. Главное отличие проявляется лишь в звуковысотной точности музыкальной речи. Как правило, люди, занимающиеся музыкой, имеющие хороший музыкальный слух, увлекающиеся вокально-хоровым пением, наиболее эффективно осваивают и иностранный язык, каким бы он ни был.
«В разговоре с аспирантом из Бельгии, изучающим иностранные языки, я спросила, сколько и какие языки он знает, – рассказывает Оксана Овсянникова. – Молодой человек ответил, что знает семь языков, среди которых самый сложный – китайский. Тогда я уточнила, играет ли он на каком-нибудь музыкальном инструменте, увлекается ли музыкой — он сказал, что играет на гитаре. И я понимаю, почему ему удалось освоить столь сложный язык. Ведь, чтобы правильно произносить звуки китайского языка, необходимо слышать тоны и различать их, а это доступно лишь человеку с хорошо развитым музыкальным слухом. Важно отметить, что сам китайский язык достаточно музыкален и требует соответствующего произношения от человека, который его изучает».
Если же говорить о специфике обучения студентов-музыкантов, то сам процесс вокально-хоровой деятельности предполагает естественное изучение различных иностранных языков при исполнении музыкальных произведений других народов, национальностей, стран, при знакомстве с другими музыкальными культурами. Так, при исполнении католической мессы, студенты учатся петь на латинском языке.
Осваивая горизонты оперной хоровой западноевропейской музыки, они «изучают» итальянский, немецкий, французский и другие языки. Знакомясь с народным хоровым творчеством, они получают возможность исполнить произведение на украинском, татарском, сербском языках. Сама специфика вокально-хоровой деятельности расширяет языковую сферу будущих музыкантов, развивает слуховой контроль, учит «слушать и слышать», ведь без умения слушать иностранную речь обучение иностранному языку неэффективно.
При этом еще один важный плюс обучения иностранному языку в процессе вокально-хоровой деятельности – это ее групповой характер, который позволяет снять психологический барьер при изучении и произношении незнакомого языка. Ведь зачастую именно этот барьер не позволяет человеку за границей заговорить с иностранцем на его родном языке («а вдруг что-то не так произнесу»).
В хоре и ансамбле барьер снимается, создается благоприятная эмоциональная (так как исполняется красивая музыка) и психологическая («вместе не страшно») обстановка. Поэтому в хоре и вокально-хоровом ансамбле возможно изучение любого иностранного языка, в том числе и российскими студентами. Этот процесс может быть основным, как у музыкантов или сопутствующим, дополнительным, как у лингвистов.
Если вы думаете, что вами невозможно манипулировать, то ошибаетесь дважды. Во-первых, манипулировать можно кем угодно. Во-вторых, это означает, что вы ничего не знаете о манипулятивных приемах, не умеете их распознавать, и потому, вероятно, вами манипулируют очень часто. Если, конечно, вы сами от природы не «психологический фокусник».
Человеческое тело обладает потрясающими способностями к адаптации, но даже у них есть границы. И, по мнению авторов нового исследования, тропические области Земли станут слишком жаркими для обитания Homo sapiens уже при превышении среднегодовых температур на 1,5 градуса относительно нынешних значений.
Минувшая неделя озарилась одним из самых впечатляющих достижений человечества — успешной посадкой сложнейшего робота весом более тонны на поверхность другой планеты. Более того, этот процесс впервые снимали на видео сразу несколько камер в высоком разрешении. Опубликованный NASA ролик оказался не только занимательным зрелищем, но и самой настоящей научно-детективной короткометражкой.
Если вы думаете, что вами невозможно манипулировать, то ошибаетесь дважды. Во-первых, манипулировать можно кем угодно. Во-вторых, это означает, что вы ничего не знаете о манипулятивных приемах, не умеете их распознавать, и потому, вероятно, вами манипулируют очень часто. Если, конечно, вы сами от природы не «психологический фокусник».
Согласно решению Арбитражного суда Амурской области, строительство стартового комплекса «Ангара» на Восточном должны приостановить. Напомним, стартовый стол создают под тяжелую ракету «Ангара-А5», которую хотят применить для испытаний космического корабля нового поколения.
С момента появления систем автономного вождения многие задавались вопросом: а как они будут выглядеть в идентичных условия? К счастью, у нас наконец-то появилась возможность сравнить два самых известных автомобильных автопилота: системы разработки Tesla и Waymo — дочерней структуры Alphabet, владеющей Google. Машины проехали по одному маршруту, но сделали это совершенно по-разному, что весьма удивляет.
Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.
В Техасе замерзли газовые скважины и от холода встал блок АЭС: новые подробности рекордного блэкаута
Кого и что только ни успели уже обвинить в технологической катастрофе, которая произошла на этой неделе в США. Но эмоции плавно оседают, и начинают появляться первые результаты разбирательства. А они порой вызывают искреннее недоумение, честно говоря.
Новость, которую странно публиковать на серьезном научно-популярном портале, но от реальности не убежишь. Уфологи всего мира могут радоваться: американские военные официально признали, что изучали места крушения НЛО и в их распоряжении есть некие аномальные объекты, свойства которых выходят за рамки известных науке материалов.
Комментарии