• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.05.2021
ФизТех
5 806

МФТИ завершил комплекс работ по подготовке к импортозамещению оборудования на самолетах «Суперджет-100»

4.4

МФТИ провел комплекс работ по аэродинамическому моделированию оптимального размещения датчиков системы воздушных сигналов для отечественного ближнемагистрального пассажирского лайнера «Суперджет-100».

Самолет "Суперджет 100" / ©Getty images / Автор: Дмитрий Жуков

Московский физико-технический институт по заказу филиала ПАО «Корпорация “Иркут” — “Региональные самолеты”» (ранее АО «Гражданские самолеты Сухого») провел комплекс работ по аэродинамическому моделированию оптимального размещения датчиков системы воздушных сигналов (СВС) для отечественного ближнемагистрального пассажирского лайнера «Суперджет 100» (SSJ-100).

Значимость полученных результатов заключается в учете новых сертификационных требований к условиям обледенения и работы с новыми датчиками СВС. В настоящее время SSJ-100 — первый самолет, успешно прошедший международную сертификацию для более жестких требований к условиям обледенения датчиков.

Решение проблемы обледенения датчиков было поставлено приоритетной задачей в 2009 году после катастрофы самолета Airbus А330 при выполнении рейса Рио-де-Жанейро — Париж. Расшифровка аварийных регистраторов, проведенная Европейским бюро расследований (BEA), показала, что из-за попадания самолета в нерасчетные условия обледенения произошло замерзание всех трех приемников датчиков полного давления (трубок Пито), что в свою очередь привело к полной потере информации о воздушной скорости полета с последующим отключением автопилота.

Эта череда отказов, усугубленная ошибками экипажа, привела самолет в режим сваливания и штопора, что закончилось катастрофой. После расследования Европейское агентство по безопасности в авиации (EASA) разработало ряд рекомендаций, ужесточающих требования по сертификации датчиков СВС для полетов в условиях обледенения, включая попадание в облако ледяных кристаллов.

Ученые кафедры компьютерного моделирования УНИЦ АЛТ МФТИ использовали современные методы и алгоритмы расчетов аэродинамических показателей с учетом различных переменных, прежде всего условий обледенения фюзеляжа лайнера. Использованные алгоритмы ранее были признаны победителями по быстродействию и экономичности на соревнованиях, проведенных на международной конференции International Workshop on High-Order CFD Methods (Кельн, Германия).

Заместитель заведующего кафедрой компьютерного моделирования МФТИ Иннокентий Курсаков заявил: «Только благодаря сочетанию высокого научного уровня сотрудников кафедры и большого опыта сотрудников ПАО “Корпорация Иркут” удалось разработать и довести до логического завершения важный проект, имеющий хорошие перспективы применительно к новым самолетам, разработка которых уже начата. Нами проделана работа предельного уровня сложности, и нам есть чем гордиться».

Кроме этого, перед МФТИ была поставлена задача по анализу мест размещения российских приемников воздушных сигналов, приходящих на замену импортным аналогам. Аэродинамическая модель позволила рассчитать влияние погрешностей их установки на показания высоты полета. Для решения задачи совместно с филиалом «Российские самолеты» ПАО «Корпорация Иркут» была разработана трехмерная имитационная модель обтекания носовой части самолета SSJ-100, на основании которой специалисты уточнили требования к установке датчиков СВС.

Результат этой работы очень важен для обеспечения безопасности полетов самолетов SSJ-100, учитывая особенности эксплуатации в России, где условия обледенения являются нормой, а не исключением. «Мы довольны тем, что в создании и сертификации нашего продукта принимают участие российские ученые мирового уровня, готовые решать сложные технические задачи, используя нестандартные подходы, и разрабатывающие для этого новые программные продукты в короткие сроки и за разумные средства.

МФТИ демонстрирует всему миру высокий уровень российской школы вычислительной аэродинамики. Качество выполненной работы высоко оценили эксперты АР МАК и EASA», — отметил руководитель департамента аэродинамических характеристик филиала ПАО «Корпорация “Иркут” — “Региональные самолеты”» Владимир Шевяков.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Позавчера, 15:20
Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

Позавчера, 17:44
Татьяна

По оценкам, примерно 10-20 процентов массы галактических скоплений приходится на видимую материю (барионную). Из нее состоят звезды и горячая плазма. Остальное приходится на темную материю, неуловимую нашими инструментами. Впервые напрямую наблюдать разделение двух видов материй удалось в сливающихся галактических скоплениях MACS J0018.5+1626.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

24 июля
Дарья Г.

На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно