Анализ патентов прояснил расстановку сил в «новом космосе» — Naked Science
22 июня
Сколтех

Анализ патентов прояснил расстановку сил в «новом космосе»

4.3

Ученые из Сколтеха и их российские и сербские коллеги проанализировали тексты более тысячи патентов, которыми владеют порядка двухсот организаций из индустрии «нового космоса». Обзор помог сформировать целостное представление о технологических трендах отрасли.

Анализ патентов прояснил расстановку сил в «новом космосе» / ©Getty images

Работа опубликована в Progress in Aerospace Sciences. Понятие «новый космос» возникло в контексте недавно начавшейся активной деятельности космических компаний в индустрии, где раньше действовали лишь некоторые государства — космические державы. Если сравнивать с традиционными космическими программами вроде американской миссии «Аполлон», деятельность SpaceX, RocketLab (запуск малых спутников из Новой Зеландии) и LeoLabs (мониторинг космического мусора) несомненно относится к космической экономике нового толка.

В опубликованном в 2020 году исследовании доцент Сколтеха Алессандро Голкар и Алехандро Саладо из Политехнического университета Виргинии выявили три отличительные черты компаний нового космоса: четкая ориентация на клиента, инновационные подходы к разработке продуктов и новые бизнес-модели.

«Коротко говоря, основные отличия касаются того, как организации в области нового космоса разрабатывают продукты и подходят к бизнесу, — объясняет аспирант Сколтеха Никола Гарзанити. — [Они] охотно применяют такие инновации, как гибкая методология разработки, они готовы брать на себя риски и ставят прибыль во главу угла. Все это позволяет компаниям в сфере «нового космоса» снизить сроки и затраты при выходе на космический рынок».

Чтобы проанализировать этот сдвиг парадигмы в космической отрасли, Голкар, Гарзанити и их коллеги предприняли попытку картировать индустрию нового космоса на основании анализа текстов патентов компаний. Ученые использовали так называемый метод латентного размещения Дирихле (LDA) —генеративную статистическую модель для выделения тем текстов на естественном языке. Тем самым они получили представление о положении дел в отрасли с точки зрения международной интеллектуальной собственности и выявили наиболее заметные технологические тренды.

По словам Гарзанити, подход коллектива к изучению экосистемы «нового космоса» основан на анализе данных, в ходе которого LDA-модель «„прочитывает“ большое количество патентов и выявляет закономерные сочетания слов, сходства между которыми позволяет увидеть связи между разными документами». Исследователь отмечает, что ключевые игроки в индустрии «нового космоса» — стартапы и компании, занимающиеся интеграцией больших систем, — редко публикуют научные статьи. Вместо этого они предпочитают регистрировать патенты и закреплять таким образом свои права на интеллектуальную собственность.

Проанализировав тексты 933 действующих патентов и заявок на патент в общей сложности 122 организаций, коллектив выделил 10 тем: дистанционное зондирование и получение изображений, пусковые системы, антенны, космические платформы и так далее. Около 62 процентов патентов в выборке пришлось на связанные с данными продукты и услуги, что делает информацию «самым ценным активом в экосистеме нового космоса», отмечают исследователи.

«Наше общество испытывает все более острую потребность в данных и полезных выводах из анализа данных. Удовлетворяя эту потребность, предприятия в области «нового космоса» используют космическую инфраструктуру для получения, обработки и распространения огромных массивов данных. В итоге они предоставляют конечному пользователю информацию, которую могут получить только космические системы»,  — добавляет Гарзанити.

Анализ изменения трендов со временем показал резкий, экспоненциальный рост в период с 2007 года, который таким образом можно считать примерной точкой отсчета эры «нового космоса». В статье также описана экосистема компаний «нового космоса», что дает представление о структуре рынка и основных игроках на основании существующей научной литературы.

«Непосредственно в этой работе мы определили ключевые темы в области разработки космических систем, которые имеют значительный потенциал с точки зрения исследований и инноваций в ближней и среднесрочной перспективе. Например, в настоящее время мы активно изучаем тему активного управления группировками спутников, а также новые парадигмы разработки и эксплуатации спутниковых систем.

Что касается инноваций, мы все больше интересуемся последствиями и возможностями, связанными с нарастающей консолидацией цепочки ценности в космической отрасли за счет вертикальной интеграции», подводит итог Гарзанити. В исследовании также принимали участие ученые из Высшей школы бизнеса ВШЭ и Нови-Садского университета.

Bell показала концепты скоростных аппаратов, способных зависать в вертолетном режиме. Предполагается, что они будут иметь скорость, сравнимую с реактивными самолетами.