Исследователи расшифровали внутреннюю структуру керогена — Naked Science

Исследователи расшифровали внутреннюю структуру керогена

Ученые детально изучили структуру материала, по сути, состоящего из останков древних организмов.

92391553-copy11

Кероген представляет собой смесь органических материалов: преимущественно это останки мертвых микробов, растений и животных, которые успели разложиться и спрессовались глубоко под землей. Этот процесс — медленный пиролиз — формирует богатый углеродом и твердый как камень материал, усеянный порами различных размеров.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Science, сотрудники Массачусетского технологического института (МТИ) получили трехмерные изображения внутренней структуры керогена, точность деталей на которых в 50 раз превысила самые точные прошлые результаты.

При трансформации вследствие давления или геотермального тепла углеводородные молекулы в керогене распадаются на газ или нефть, которые протекают через поры и которые можно высвободить, пробурив отверстие.

При помощи электронной томографии был изучен образец керогена. Слева: внешний вид образца. Справа: детальное трехмерное изображение внутренней пористой структруы / © Pellenq et al

Для получения детальных изображений структуры керогена доктор Роланд Пелленк и его коллеги использовали электронную томографию, при которой маленький образец материала вращается в микроскопе, пока луч электронов зондирует структуру для поперечного сечения с разных углов. Затем данные комбинируются для получения полной трехмерной реконструкции пористой структуры.

«С этой новой наномасштабной томографией мы можем видеть, где в камне расположены молекулы углеводорода», — говорит Пелленк.

Результаты впервые показали значительные различия в наноструктуре керогена в зависимости от его возраста.

У относительно молодого керогена, возраст которого зависит от комбинации температур и давления, воздействовавших на него, наблюдаются более крупные поры и практически полное отсутствие связи между ними. У зрелого керогена, наоборот, более мелкие поры, связанные между собой сетью.

Исследование также показало, что типичные размеры пор в этих формированиях настолько малы, что обычные гидродинамические уравнения для вычисления способов движения жидкостей через пористые материалы не работают.

Когда эти клетки покидают кровообращение и мигрируют в ткани, то приобретают новые, ранее неизвестные свойства.

Робот участвовал в радиометрических и геофизических исследованиях, помогая составить трехмерные карты распределения радионуклидов.

Покрыв внутренние стенки капилляра супергидрофобной пленкой, финские физики обнаружили, что жидкости текут по нему тем быстрее, чем выше их вязкость.

Отечественные эксперты по кибербезопасности отмечают рост числа атак на предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) со стороны хакерских группировок из КНДР в течение последних шести месяцев. Несмотря на то что успешных среди них пока не замечено, это может быть лишь «прощупыванием почвы» перед крупномасштабным взломом.

Компания SpaceX впервые провела огневые испытания прототипа космического корабля Starship с тремя двигателями. Вскоре этот аппарат должен совершить тестовый «прыжок».