14.11.2023
Юлия Трепалина
14 995

Новый вид жуков с гениталиями в форме открывалки назвали в честь Carlsberg

5.1

Ученые из Дании открыли новый вид жуков. Из-за особой формы полового органа у самцов, напоминающего бутылочную открывалку, частью названия насекомого стало имя известной датской пивоваренной корпорации.

жук
Новый вид жуков-стафилинид рода Loncovilius, названный Loncovilius carlsbergi в честь датской пивоваренной компании Carlsberg / Автор: Екатерина Лебедева

Исследователи, изучающие биоразнообразие насекомых, с большим вниманием относятся к их половым органам, и неслучайно. В процессе эволюции гениталии у каждого вида развивались по-разному. Энтомологи это знают и исследуют половые органы насекомых при описании, поскольку это один из лучших способов их идентификации. Серьезные различия в форме гениталий гарантируют спаривание и размножение только с представителями своего же вида.

Изучая многочисленные образцы жуков из коллекции Музея естественной истории Дании и других собраний, группа датских специалистов обнаружила шесть новых видов жуков-стафилинид рода Loncovilius. Это имя в 1903 году предложил чилийский энтомолог Филиберт Жермен (Philibert Germain) в честь местного вождя Лонковило (Loncovilo), защищавшего свою родину от испанских завоевателей.

Loncovilius — жуки длиной около сантиметра, которые водятся лишь в Чили и Аргентине. Они обитают на цветах, и одна из их особенностей — липкие щетинки на всех лапках. Этим Loncovilius отличаются от большинства других жуков-стафилинид, живущих на земле среди отмерших листьев, под корой или на грибах: у них подобные щетинки есть только на передних конечностях. По мнению ученых, за счет этого приспособления лапки Loncovilius лучше липнут к поверхности, что облегчает лазанье по цветам и другой растительности.

«Мы полагаем, что они [Loncovilius] играют важную роль в экосистеме. Вызывает беспокойство, что об этом типе жуков почти ничего не известно, хотя их несложно обнаружить, а некоторые из них довольно красивы. К сожалению, мы можем легко потерять такие виды, прежде чем их откроют», — отметил соавтор исследования Джош Дженкинс Шоу, имея в виду проблему утраты биоразнообразия из-за изменений климата.

У одного из шести новых видов Loncovilius оказалась другая примечательная черта — особая форма гениталий у самцов. Половой орган жука сразу напомнил ученым открывалку для бутылок, поэтому появилась идея назвать вид в честь Carlsberg Foundation.

Рисунок гениталий самца Loncovilius carlsbergi. Вид сбоку напоминает открывалку для бутылок / © José L Reyes-Hernández et al.

Помимо того, что этот фонд контролирует одноименную пивоваренную компанию, он известен как спонсор научных исследований. По словам авторов работы, своей финансовой поддержкой Музея естественной истории Дании Carlsberg Foundation способствует открытию новых видов на планете.

Отметим, что коллекция музея насчитывает примерно пять миллионов экземпляров насекомых и такое же количество других наземных членистоногих. Более чем из миллиона известных видов насекомых в этих коллекциях представлены экземпляры около 100 тысяч видов. Также среди собранных образцов есть новые для науки, которые только предстоит изучить, описать и назвать.

Открывалка для бутылок, похожая на половой орган самца нового вида насекомых Loncovilius carlsbergi / © Mads Krabbe Sørensen

В исследовании, опубликованном в Zoological Journal, не говорится, почему именно в процессе эволюции гениталии жука могли приобрести характерную форму. Тем не менее ученые надеются, что оригинальное название Loncovilius carlsbergi и причины выбора такого имени помогут повысить интерес к изучению насекомых и привлечь внимание к более обширной теме угрозы биоразнообразию.

Исследователи также создали модель полового органа жука из нержавеющей стали и планируют запустить такую открывалку для бутылок в производство.