В детских кишечниках обнаружили бактерии для уничтожения промышленных загрязнений — Naked Science

Во время изучения микробиома кишечника детей дошкольного возраста ученые сделали сразу два открытия. Во-первых, они впервые доказали корреляцию между количеством распространенных химикатов в организмах детей и разнообразием микрофлоры в их кишечниках. А во-вторых, у тех детей, которые подвергались воздействию самого большого количества химикатов, обнаружили специфические бактерии, используемые для очистки промышленных загрязнений.

Кортни Гарднер, доцент департамента гражданского строительства и инженерной защиты окружающей среды в Университете штата Вашингтон. Исследование было выполнено в рамках ее постдокторантуры в Университете Дьюка / ©WSU

Исследование провела команда ученых из Университета Дьюка под руководством Кортни Гарднер (Courtney Gardner). Работа опубликована в рецензируемом журнале Environmental Science and Technology Letters, а ее описание — на портале EurekAlert.

Для изучения микробиома кишечников исследователи взяли анализы у 69 детей ясельного и дошкольного возраста. Проверялась кровь, моча и кал. По первым двум анализам оценивали уровень химикатов в организме, а по третьему — его влияние на микроорганизмы в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ). Ученые искали полулетучие органические соединения: фталаты и фторсодержащие поверхностно-активные вещества (PFAS).

Выяснилось, что высокое содержание фталатов в организме детей приводит к снижению общего количества и разнообразия кишечных бактерий. А PFAS, в свою очередь, показали аналогичную корреляцию по отношению к живущим в ЖКТ грибкам. Отметим, что в исследовании не рассматривались механизмы снижения разнообразия и массы микробиома. Равно как не делалось никаких предположений о прямой связи между наличием химикатов в организме и ухудшением состояния микрофлоры кишечника. Эти вопросы требуют дальнейшего изучения.

Самым удивительным открытием стало обнаружение дегалогенирующих бактерий в кишечниках некоторых детей. В пресс-релизе не указываются конкретные штаммы. Сказано лишь, что эти микроорганизмы аналогичны тем, которые используются для биоремедиации. Иными словами, это очистка окружающей среды от химических соединений с помощью бактерий. Как правило, такой метод применяют для очистки сточных вод и грунта в канализационной инфраструктуре или при промышленных загрязнениях.

Исследователи предполагают, что таким образом микробиом может сопротивляться негативно влияющим на него химикатам. Фталаты и PFAS окружают современных людей повсеместно. Первые присутствуют в моющих средствах и гигиенической косметике (мыла, шампуни), а также во многих пластиковых материалах — занавесках для душа, дождевиках, пакетах. Вторые также встречаются в чистящих средствах, а еще в ковровых покрытиях, материалах мебели, антипригарных покрытиях посуды, красках, полиролях и тканях.

От попадания в организм подобных химикатов защититься невозможно, и в большинстве случаев это безопасно. Однако дети, в силу особенностей своего поведения, могут поглощать фталаты и PFAS гораздо активнее, чем взрослые. К тому же их масса тела ниже, а потенциальная чувствительность растущего организма к различным воздействиям — выше.

Ученые выразили озабоченность результатами своей работы. Нельзя сказать наверняка, насколько опасно снижение разнообразия и количества микроорганизмов в кишечнике детей и связано ли оно напрямую с повышенным содержанием химикатов в организме. Но определенные виды бактерий и грибков в ЖКТ человека могут быть очень важны. Исследования в этой области ведутся активно, и находится все больше связей между микробиомом пищеварительного тракта и различными системами организма.

По мнению американского предпринимателя, современные технологии позволяют строить безопасные атомные электростанции. Предубеждение общественности не должно становиться преградой на пути развития сферы.