Ученые обнаружили шестое крупнейшее массовое вымирание — Naked Science
Никита Шевцов

Ученые обнаружили шестое крупнейшее массовое вымирание

Группа ученых пришла к выводу, что Земля пережила ранее недооцененное массовое вымирание около 260 миллионов лет назад. Это поднимает количество крупных вымираний до шести.

24730870_l

Ранее ученые определили, что существует пять крупных массовых вымираний — событий, стирающих большое количество видов и определяющих конец геологического периода: ордовикско-силурийское (443 миллиона лет назад), девонское (372 миллиона лет назад), великое пермское (252 миллиона лет назад), триасовое (201 миллион лет назад) и мел-палеогеновое (66 миллионов лет назад).

Но новая работа показывает, что крайне недооцененным оставалось средне-пермское вымирание, которое произошло в период примерно с 272 до 260 миллионов лет назад. Как отмечают исследователи, окончание этого вымирания, которое повлияло на жизнь на суше и в морях, произошло одновременно с извержением вулкана Эмейшань и вызванным им наводнением.

Это событие произвело эмейшанские ловушки — обширное скальное образование, найденное в Южном Китае. Последствия извержения были сродни тем, которые вызывают другие известные серьезные вымирания. По словам исследователей, массовые извержения, подобные этому, высвобождают большое количество парниковых газов, в частности углекислого газа и метана, которые вызывают сильное глобальное потепление. Кроме того, при извержении клубы пыли и пепла поднимаются в воздух и заслоняют собой Солнце, тем самым убивая растения. Со смертью растений перестают существовать и животные, которые ими питаются.

Шкала массовых вымираний. На горизонтальной оси обозначено время в миллионах лет назад, а на вертикальной — процент видов от общего их числа на планете, которые вымерли в результате /©Wikimedia Commons

В результате, согласно исследователям, на Земле появились теплые, бедные кислородом океаны, в которых, вероятно, было очень мало морской жизни из-за неблагоприятных условий среды. Оценив потерю численности видов, ученые пришли к выводу, что средне-пермское вымирание встает на один уровень с пятью крупнейшими событиями подобного рода. Но чтобы окончательно включить его в шестерку крупнейших вымираний, ученым предстоит провести еще ряд исследований, чтобы доказать, что сокращение числа видов в этот период земной истории было сопоставимым с другими вымираниями.

Такие катастрофические события могут быть возможны и в будущем. Согласно предыдущим исследованиям, в 2100 году может начаться еще одно крупнейшее вымирание. Оно начнется, когда уровень углекислого газа в атмосфере нашей планеты перешагнет критическую отметку. Конечно, все это происзойдет, если выбросы диоксида углерода в атмосферу продолжатся теми же темпами, что и сегодня.

Ранее исследователи обнаружили следы самого массового вымирания в истории. Оно произошло два миллиарда лет назад. Однако стремительному сокращению количества видов тогда подверглись не животные, а бактерии.

Умерших от черной смерти, как выяснили ученые из Великобритании, хоронили в отдельных могилах, в то время как многих других людей — в общих.

Создаваемый по программе Next-Generation Air Dominance истребитель нового поколения, возможно, будет существовать в двух вариантах. Один из них предназначен для действий Европы, второй — для работы в Индо-Тихоокеанской области.

Святилище Язылыкая, построенное более трех тысяч лет назад на территории современной Турции, может быть символическим отражением космоса. Ученые предположили, что хетты построили его, чтобы показать, как, по их мнению, устроены Вселенная и природные циклы.