10 июля
Анна Новиковская
1 063

Из-за скученности на зимовке лебеди больше дерутся, чем отдыхают

3.3

Обычно прекрасные лебеди не ассоциируются у нас с агрессией, но новое исследование, проведенное в шотландском заповеднике, показало, что эти птицы отказываются даже от отдыха, чтобы поспорить с сородичами за лучшие места для кормежки.

Лебеди на озере в шотландском заповеднике Керлаверок / ©phys.org

Обычно, когда речь заходит о лебедях, мы представляем себе грациозных белых птиц, мирно плывущих по водной глади. Их внешний вид никак не намекает, что эти птицы на самом деле — агрессивные склочники, которые проводят много времени, выясняя отношения с сородичами.

Понаблюдав с помощью вебкамер за поведением двух видов лебедей, шипуна (Cygnus olor) и кликуна (Cygnus cygnus) в шотландском заповеднике Керлаверок, ученые рассчитали, как эти птицы распределяют свое время между четырьмя типами поведения: кормлением, уходом за собой, отдыхом и агрессивными контактами с сородичами.

Оказалось, что оба вида птиц предпочитают меньше спать, но больше шипеть и клеваться с соплеменниками, борясь за лучшие места для кормежки. Что примечательно, так поступают не только кликуны, живущие в Керлавероке только зимой и вынужденные копить жир перед миграцией на север, но и шипуны, которые плавают там круглый год. В результате птицы, которые должны откармливаться перед долгим перелетом, истощают свои организмы постоянными конфликтами, а это не может не увеличивать смертность лебедей во время дальних миграций.

Теперь ученым предстоит понять, каким образом спроектировать водоемы заповедника (например, организовав дополнительные запруды), чтобы разнести кормящихся птиц в пространстве и снизить вероятность агрессивных контактов. Естественно, лебеди дерутся не потому, что хотят, а из-за скученности, когда каждая птица вынуждена спорить за ресурсы с соседями. Если управляющим заповедника удастся увеличить количество мест для кормления, лебеди смогут мирно добывать еду вдали друг от друга, что должно улучшить состояние их здоровья.

Летящие кликуны в одной стае с гусями-гуменниками: каждый год эти птицы совершают многокилометровые перелеты к местам гнездования / ©sibirds.ru

Любопытно, что, «с точки зрения» лебедя, отдых не столь важен, как кормление или уход за оперением. Хотя в присутствии большого числа сородичей агрессия сокращала время на любые другие типы активности, больше всего страдал именно отдых, тогда как собиранию пищи и чистке крыльев лебеди по-прежнему уделяли достаточно внимания.

Исследование опубликовано в журнале PLoS ONE.