29.08.2023
Юлия Трепалина

Зоологи предрекли смерть африканской гиеновидной собаке

5.1

Происходящие на Земле изменения климата могут стать последней каплей для биологических видов на грани исчезновения. Среди животных, которые рискуют не пережить глобальное потепление, — африканские дикие собаки Lycaon pictus.

Гиеновидная собака (Lycaon pictus) / © Wikimedia Commons / Автор: Екатерина Лебедева

На русском их называют гиеновидными, или гиеновыми, собаками. Научное наименование Lycaon в переводе с греческого означает «волк», а pictus в переводе с латинского — «расписной». Когда-то гиеновидные собаки были повсеместно распространены в африканских степях и саваннах к югу от Сахары. Однако сегодня их популяция насчитывает только 3000-5500 особей. Эти животные в основном встречаются в национальных парках и на неосвоенных человеком территориях в таких странах, как Сенегал, Кения и Уганда, Танзания, Мозамбик и ряде других.

Из предыдущих исследований известно, что к сокращению популяции гиеновидных собак привели потеря привычных мест обитания, инфекционные болезни и бесконтрольный отстрел. Этих животных даже включили в Международную Красную книгу как малочисленный вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Новая научная работа, посвященная гиеновидным собакам, показала, что в ближайшее время они столкнутся с еще большими опасностями для своего существования из-за глобального потепления.

Чтобы понять, как все более теплый климат скажется на жизни африканских диких собак, ученые из Института зоологии Лондонского зоологического общества вместе с коллегами из Оксфордского университета (Великобритания) применили метод компьютерного моделирования.

Включив в модель факторы, которые влияют на способность животных размножаться и выживать в жаркие периоды, исследователи получили несколько вероятных сценариев в зависимости от степени потепления. Так, если глобальная температура вырастет на один градус Цельсия, то численность гиеновидных собак может сократиться еще на 40%. Если же в мире потеплеет на три градуса Цельсия или более, это грозит полным крахом популяции.

Исследователи выяснили, что при высоких температурах воздуха возможности для охоты ограничены и повышается риск заражения болезнями. Также оказалось, что в жарких условиях меньше щенков доживает до половозрелого возраста. Это связано с тем, что матерям не удается найти достаточно пищи для продолжения выкармливания детенышей молоком. К тому же выживаемость взрослых гиеновидных собак в жару в целом снижается.

Результаты, полученные учеными, вызывают тревогу, особенно если вспомнить недавний прогноз Всемирной метеорологической организации. Из него следует, что хотя бы один год из следующих пяти лет и пятилетка в целом станут самыми теплыми в истории наблюдений с вероятностью 98 %. Удерживать рост глобальной температуры ниже 1,5 градуса Цельсия — главная цель Парижского соглашения, которое в 2015 году подписали 175 стран, включая Россию. Но уже сейчас ясно, что эта задача невыполнима.