20.07.2023
1 070

Растения используют алкоголь, чтобы привлекать животных

5.3

В плодах тропических растений, которые нуждаются в млекопитающих для распространения семян, содержится больше спирта, чем в плодах растений, «предназначенных» для птиц.

Плоды ямайской сливы содержат до 1,5 процентов алкоголя
Плоды ямайской сливы содержат до 1,5 процентов алкоголя / ©www.latin-wife.com / Автор: Plinia Abito

В сахаристых плодах многих растений этанол может возникать естественным путем, за счет сбраживания «дикими» штаммами дрожжей. В природе это далеко не редкость, особенно у растений, живущих в тропиках. И похоже, такая особенность может играть для них важную биологическую роль, помогая распространению семян. К этому выводу пришли ученые из канадского Университета Калгари, статья которых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Аманда Мелин (Amanda Melin) и ее коллеги работали во влажных лесах Коста-Рики, собрав плоды более чем 70 местных растений на разных этапах созревания. Их разделили на три группы: более мелкие и яркоокрашенные отнесли к плодам, которые «предназначены» для птиц, чтобы те поедали их мякоть, разнося семена по окрестностям. Крупные и не столь заметные оказались в группе распространяемых млекопитающими; третья группа — смешанная.

Все образцы ученые помещали в пластиковые пакеты, после чего измеряли количество этанола в скопившихся внутри влажных испарениях. Обнаружилось, что спирт присутствует в 78 процентах плодов, причем в группе распространяемых млекопитающими его содержание оказалось заметно выше, чем в двух других. Максимальную концентрацию — 1,5 процента — исследователи выявили в плодах ямайской сливы (Spondias mombin). Однако дело не в тяге млекопитающих к опьянению.

В отличие от птиц, которые больше полагаются на зрение, эти животные активно используют нюх для поиска подходящей пищи. Аромат алкоголя может привлекать млекопитающих, поскольку он свидетельствует о том, что плоды содержат большие количества питательных сахаров. Такой «симбиоз» выгоден и для дрожжей, которые неплохо переносят путешествие через кишечник животных и могут шире распространять собственные споры, отметили авторы исследования.