Придуман новый способ определения пола человека по образцу зуба — Naked Science

Придуман новый способ определения пола человека по образцу зуба

Установление пола человеческих останков важно для археологов, изучающих устройство общества древних народов. Обычно они определяют пол по тазовым костям, но порой скелеты детей и подростков еще не имеют структурных изменений, поэтому ученые обращаются к зубам.

ps_teeth_1502349461

Новый метод, разработанный группой ученых из Калифорнийского университета в Дейвисе под руководством Глендона Паркера (Glendon Parker), основывается на чувствительной масс-спектрометрии для измерения белков зуба. Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science.

По словам специалистов, зуб может много рассказать о человеке, которому он принадлежал. Форма его изношенности говорит нам о диете. Морфология — о родословной (форма зубов различается у людей в разных частях света). Зубной налет может поведать о бактериях полости рта, включая патогенные. Также, благодаря зубу, мы можем узнать возраст человека, а данные стабильного изотопа способны раскрыть даже маршрут его передвижений. Все это крайне полезно для исследований, так как зубы хорошо сохраняются и часто встречаются в археологических раскопках.

Белки амелогенина играют определенную роль в образовании зубной эмали. Гены амелогенинов расположены на хромосомах X и Y, которые определяют биологический пол, хотя сам амелогенин не имеет к этому никакого отношения. Женщины будут иметь амелогенин-Х в зубах, а мужчины должны иметь как X, так и Y-версии белка.

Ученые изучили 40 образцов эмали 25 человек, включая как зубы взрослых, так и молочные зубы детей. Возраст зубов, собранных с археологических объектов в Северной Америке и Перу, варьировался от 100 до 7 300 лет. Исследователи нашли следы амелогенина-X во всех образцах и амелогенин-Y примерно в половине из них.

Присутствие амелогенина-Y означает, что зуб принадлежит мужчине. Поскольку амелогенин-Y обычно находится на более низком уровне, чем амелогенин-Х, зуб, который не имел амелогенин-Y, мог быть ложным отрицательным. Чтобы избавиться от этой погрешности, исследователи разработали статистический метод для определения вероятности таких ложных отрицательных с учетом определенного количества амелогенина-X.

По словам Паркера, этот количественный метод похож на ДНК-тест, однако он дешевле и может проводиться в нестерильных условиях. Ученый надеется, что он будет использоваться наряду с существующими методами и позволит археологам извлечь из одного зуба еще больше информации.