Зубы детей неандертальцев рассказали о суровой жизни в доисторической Европе — Naked Science

Зубы детей неандертальцев рассказали о суровой жизни в доисторической Европе

Антропологи изучили состав зубов двух неандертальских малышей и выяснили многие важные детали их тяжелой жизни, включая противостояние суровым зимам и отравления свинцом.

zoob0

Международная команда антропологов провела анализ зубов, принадлежавших детям неандертальцев, которые жили на территории Франции около 250 тысяч лет назад. Работа раскрыла чрезвычайно непростые условия, в которых росли неандертальцы-малыши, включая жесткие климатические испытания и отравление свинцом. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Считается, что, в отличие от наших прямых предков, неандертальцы были «коренными европейцами» и неплохо адаптировались к жизни в суровых условиях, существовавших на континенте сотни тысяч лет назад, во времена обледенения. Картину тех испытаний и невзгод, которые им приходилось преодолевать, раскрывает новая работа Тани Смит (Tanya Smith) из австралийского Университета Гриффит и ее коллег.

Останки двух детей неандертальцев (Payre 6 и Payre 336) были получены на раскопках Пейре (Payre) в Роне на юго-востоке Франции. Для сравнения ученые использовали зубы, найденные на том же участке, но принадлежавшие обычному человеческому ребенку, жившему здесь намного позже, около 5000 лет назад.

Зубы непрерывно стачиваются и обновляются новой тканью, поэтому в них, как в кольцах деревьев, сохраняется ценная информация об условиях, в которых происходил их рост. Зубы детей с этой точки зрения особенно интересны: они наращивают новые непрерывно, и ученые, осторожно испаряя их слой за слоем с помощью лазера, смогли проследить все детали состава ткани шаг за шагом.

©Griffith University

Такая работа показала, что один из исследованных неандертальских детей родился весной, что совсем неудивительно: большинство крупных млекопитающих обзаводятся потомством именно весной, чтобы иметь достаточно времени для питания и выращивания на летней богатой пище. При этом оба ребенка продолжали пить грудное молоко вплоть до двух с половиной лет (этот срок был характерен и для вскармливания у людей в доиндустриальных сообществах).

Отношение содержания в зубах различных изотопов кислорода говорит о том, что эти малыши переживали куда более суровые перепады климата, чем ребенок, живший здесь же несколько сотен тысяч лет спустя, — с чередованием резко выраженных сухих морозов и жары, сильными температурными экстремумами. «Зимняя» эмаль их достаточно слаба, и ученые уверены, что в эти периоды дети неандертальцев болели и голодали особенно часто, теряя вес и сильно ослабевая. Забот с ними у неандертальских матерей было никак не меньше, чем у современных — с современными детьми.

Слой за слоем состав зубов раскрыл детали жизни малышей-неандертальцев / ©©Griffith University

Кроме того, их зубы сохранили следы как минимум двух контактов со свинцом — наиболее древние такие свидетельства, известные сегодня науке. Возможно, эти неандертальцы пили воду, содержавшую свинец, или вдыхали дым от огня, куда попали его фрагменты. Такое вполне могло случиться: в 25 километрах от места их нахождения расположены старые свинцовые шахты, ныне не использующиеся, но когда-то довольно богатые этим токсичным металлом.