11.03.2020

Новая кормовая добавка на четверть снизила выбросы метана крупным рогатым скотом

Эксперименты подтвердили, что новая кормовая добавка позволяет сократить выбросы коровами парниковых газов и не меняет ни количество, ни характеристики производимого ими молока.

Большую часть тяжелой работы по перевариванию жесткой растительной пищи в желудочно-кишечном тракте травоядных выполняют симбиотические бактерии. Одним из продуктов этих реакций оказывается метан, который жвачные срыгивают пузырями в больших объемах. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), животноводство ответственно за 14,5 процента всех парниковых газов, связанных с деятельностью человека: в том числе почти за половину всего метана.

Неудивительно, что среди лозунгов борьбы за снижение потребления мясной пищи важное место занимают климатические, а ученые разных стран ищут пути сокращения выбросов метана сельскохозяйственными животными. В связи с этим команда профессора Университета штата Пенсильвания Александра Христова (Alexander Hristov) провела исследование небольшого органического соединения 3-нитрооксипропанол (3-NOP). Результаты работы представлены в статье, опубликованной в Journal of Dairy Science.

Известно, что 3-NOP подавляет работу метил-кофермент М-редуктазы (MCR) — фермента, который катализирует последние шаги процесса метаногенеза в бактериальных клетках. Используя его в качестве добавки в корм для скота на протяжении 15 недель (из расчета всего лишь 60 миллиграммов на килограмм сухого корма), ученые подтвердили это в деле. Подопытные животные создавали на 26 процентов меньше метана, нежели коровы из контрольной группы. Более чем на 20 процентов снизились и выбросы углекислого газа.

Препарат 3-нитрооксипропанола (3-NOP) / ©DSM

Авторы отмечают, что добавление 3-NOP не приводило к существенным изменениям в производительности молочного скота или в составе самого молока. В организме животного его молекулы быстро распадаются до безвредных компонентов, широко встречающихся в ЖКТ жвачных. Наконец, препарат сравнительно легко синтезируется и дешев в производстве, что должно облегчить его массовое применение. «Он может полностью поменять правила игры, вопрос лишь в том, примет ли его публика», — говорит Христов.

Осталось лишь добавить, что патент на применение 3-NOP принадлежит нидерландской корпорации DSM, которая уже проводит процедуру одобрения добавки регуляторами Евросоюза. Испытания параллельно с лицензированием идут и на других крупных животноводческих рынках — в Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Кормовая добавка под торговым наименованием Bovaer может поступить в продажу уже в 2021 году.