Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Приборы для поиска жизни на Марсе не нашли ее на Земле
Новая научная работа показала, что даже самые современные марсоходы, вопреки первоначальному замыслу, не обладают необходимой чувствительностью приборов для выявления марсианской жизни. Более того, даже земной.
Начиная с 1970-х годов люди перестали летать на другие небесные тела. Разработанные фон Брауном и Королёвым проекты полета к Марсу остались невостребованными. В то же время ученым хотелось как-то выяснить, есть ли жизнь на четвертой планете нашей системы или по крайней мере была ли она там в прошлом.
Сделать это при помощи приборов затруднительно. Для человека-биолога определить следы жизни часто довольно просто — даже в пустыне Атакама есть ряд несомненных маркеров жизни. Однако отправить биолога на Марс пока нереально, а сделать такой же вывод ограниченным набором приборов — задача куда менее тривиальная.
Первый трудный опыт такого рода появился у СССР в 1960 году, когда запускали (неудачно) первый в мировой истории зонд к Марсу. Современник событий Борис Данилов вспоминал: «Не хотел работать прибор академика Лебединского для поисков жизни на Марсе. Сергею Павловичу настолько надоели проблемы с этим устройством, что он приказал снять его с АМС [автоматической межпланетной станции к Марсу] и сказал: если прибор обнаружит признаки жизни в степи около МИКа [монтажно-испытательного комплекса на Байконуре], то он тут же вернет его на борт. Я помог Лебединскому отвезти капризный агрегат в указанное место; но установленный в казахской степи возле дороги прибор следов жизни так и не нашел».
В 1970-х на Красной планете высадился американский аппарат «Викинг». У него тоже были приборы, призванные искать жизнь. Но вскрылись большие проблемы: в частности, способы обнаружения следов жизни, примененные аппаратом, требовали таких температур, которые автоматически уничтожали любой микроорганизм в пробах марсианского грунта. То есть приборы для поиска жизни не могли обнаружить жизнь в принципе, потому что убили бы ее.
С тех пор исследователи, работающие с NASA, постоянно прикладывали большие усилия для того, чтобы следующие поколения приборов для анализа были менее неработоспособными. Считалось, что у марсохода Curiosity и тем более позднего Perseverance они уже достаточно эффективны.
Новая работа в журнале Nature Communications указывает на то, что прогресс в этой области все еще недостаточен. Дело не только в том, что приборы обоих марсоходов пока нашли только самые простые органические молекулы. Авторы исследования попробовали инструменты для марсоходов — как уже существующих, так и перспективных — в земных условиях, чтобы понять, насколько они могут выявить жизнь хотя бы там, где она точно есть.
Ученые испытали эти инструменты в чилийской пустыне Атакама — на отложениях, сформировавшихся 100-160 миллионов лет назад. Геологически они похожи на окрестности кратера Езеро на Марсе, которые сейчас изучает Perseverance. Сперва образцы из этого района изучили с помощью стандартного биологического оборудования, используемого земными учеными в повседневной работе. В итоге, как и ожидалось, удалось найти следы множества древних микроорганизмов. Хотя большинство из их видов не получилось идентифицировать точно.
Затем ту же работу попытались провести с инструментами, используемыми марсоходами. Оказалось, они с трудом могут опознать некоторые молекулярные признаки жизни на поверхности Атакамы на самом пределе своей чувствительности. Следы были настолько невыраженными, что, найди их реальный марсоход, говорить об однозначных свидетельствах жизни не получилось бы.
Вывод? Авторы констатируют: если на Марсе и была жизнь, будет очень сложно, если не невозможно, достоверно найти ее следы. Интересно, что это относится не только к нынешним планетоходам, но и к ExoMars, который европейцы только планируют доставить на Красную планету где-то в конце 2020-х.
Здесь следует отметить, что в сравнении с Атакамой на поверхности Марса значительно выше уровень ультрафиолета (нет озонового слоя) и космической радиации (на Земле ее останавливают плотная атмосфера и магнитное поле). И то, и то уничтожает сложную органику на глубине до полуметра за считаные миллионы лет. Поэтому, если в Атакаме следы органики удалось обнаружить «на пределе возможностей», то на Марсе это окажется за пределами возможностей соответствующих приборов.
Ученые заключают, что для открытия жизни на Марсе — или опровержения ее существования — необходима доставка образцов грунта на Землю, чтобы их могли изучить в традиционных биологических лабораториях. В то же время надо понимать, что на ракетах существующих типов вернуть с Красной планеты удастся не более десятков-сотен граммов инопланетного грунта. На столь маленькой выборке даже для Атакамы однозначное обнаружение жизни затруднительно. Тем более оно будет сложным для марсианского грунта.
Ранее Naked Science отмечал, что однозначное решение вопроса о том, есть ли жизнь на Марсе, с помощью лишь автоматов недостижимо. Для этого им нужен интеллект, которого (несмотря на хайп вокруг ИИ в СМИ), у реальных роботов всех типов на сегодня нет. Как его создать — пока не ясно, поскольку о единственном известном интеллекте (человеческом) можно уверенно сказать только то, что он не построен на алгоритмической базе. В то же время все известные компьютеры основаны именно на алгоритмическом принципе, и никакие другие в этой области неизвестны (и даже не предложены).
До сих пор нашу Галактику считали типичным примером того, как все устроено в любых спиральных галактиках. Но недавно астрономы рассмотрели сотню максимально похожих аналогов Млечного Пути и обнаружили, что большинство из них все же заметно отличаются.
В этой посуде можно готовить растворы с ионами серебра и меди, которые обладают мощным антимикробным, противовирусным и иммуностимулирующим действием. Это поможет в профилактике и лечении инфекционных и вирусных заболеваний (в том числе ОРВИ, гриппа, коронавируса), повысит иммунитет населения и предотвратит эпидемии.
Бурная эволюция массивных звезд играет большую роль во Вселенной. Именно они ионизируют межзвездный газ и, взрываясь сверхновыми, насыщают космос более тяжелыми элементами. Поэтому ученые так заинтересованы в их изучении. И вот астрономам впервые удалось получить снимок ближайших окрестностей красного сверхгиганта вне Млечного Пути.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Евгений Левичев с командой коллег работает над созданием источника синхротронного излучения — по сути большого рентгеновского «микроскопа», с помощью которого геологи, биологи, химики и другие специалисты смогут получить новую и полезную информацию. Задача у Евгения Борисовича непростая — сделать установку с рекордными параметрами: придумать оригинальные технические решения, смоделировать процесс и настроить все наилучшим образом. Член-корреспондент РАН Евгений Борисович Левичев — директор Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») и заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН).
Ефим Аркадьевич Хазанов — академик РАН, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник отдела нелинейной и лазерной оптики в Институте прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова РАН (Нижний Новгород), значимая фигура в российской науке. За 40 лет в науке он внес огромный вклад в развитие лазерной физики и нелинейной оптики — разработал фемтосекундный лазерный комплекс PEARL, предложил идею по созданию мегасайенс проекта XCELS, создал новое направление — термооптику магнитоактивных сред и многое другое. В 2018 году академик Хазанов был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Он автор более 350 статей в рецензируемых научных журналах, а его работы были процитированы более 40 тысяч раз. Индекс Хирша Хазанова составляет 79. Ефим Аркадьевич рассказал нам о профессиональном пути, воспитании аспирантов, текущих исследованиях и своей жизни вне науки.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии